«Мы в новом Иерусалиме станем той общиной, которая даёт новизну всему, что здесь происходит», – Блаженнейший Святослав (Шевчук)

четверг, 19 апреля 2012, 21:00
«Приятно видеть, как Патриарший собор изо дня в день, из года в год оживает, наполняясь людьми, которые находят здесь источник вечной жизни, что нам подаёт Христос. Строительство нашего собора – символ развития нового Иерусалима и сияние славы Божией. Этот собор ещё засияет в своей красоте и полноте», – сказал Блаженнейший Святослав (Шевчук), Глава УГКЦ, в проповеди (слушать) в Светлый понедельник, 16 апреля 2012 года, который является днём престольного праздника Патриаршего собора Воскресения Христова в Киеве.
«Приятно видеть, как Патриарший собор изо дня в день, из года в год оживает, наполняясь людьми, которые находят здесь источник вечной жизни, что нам подаёт Христос. Строительство нашего собора – символ развития нового Иерусалима и сияние славы Божией. Этот собор ещё засияет в своей красоте и полноте», – сказал Блаженнейший Святослав (Шевчук), Глава УГКЦ, в проповеди (слушать) в Светлый понедельник, 16 апреля 2012 года, который является днём престольного праздника Патриаршего собора Воскресения Христова в Киеве.
Кроме того, Предстоятель Церкви вместе со всеми присутствующими на праздничной Литургии размышлял над словами, которые произнёс здесь в 2004 году его предшественник – Патриарх Любомир (Гузар) по случаю перенесения резиденции Главы УГКЦ в Киев. По мнению Первоиерарха Церкви, эта речь имеет символическое название «Один Божий народ в крае на Киевских горах». «Сегодня я бы хотел поразмышлять над темой, особенно актуальной для нас в этом году, а именно над частью выступления Блаженнейшего Любомира, которая называется "От государственного подчинения к общественному служению" (см. приложение. – Ред.). Нам важно понять, что основным элементом служения некогда единой Киевской Церкви народу была свобода от государственного давления. В этом пасхальном русле нам нужно стремиться к полной свободе Церкви в нашем государстве», – сказал проповедник.
По его словам, архиепископ-эмерит дал два рецепта такой церковной свободы: развивать братские отношения с другими ветвями киевского христианства, «с нашими братьями и сестрами из православных Церквей, с которыми мы готовы одним сердцем и едиными устами послужить своему народу»; развивать цивилизованный способ отношения с государством. «Тогда мы получим необходимую свободу, чтобы освободиться от соперничества с государством и не попасть под определённое давление в нашей стране», – добавил глава УГКЦ.
«Киев согласно церковной традиции мы называем Новым Иерусалимом. Фраза "Слава Господня на тебе возсияет" была сказана апостолом Андреем на киевских горах. Мы в новом Иерусалиме станем той общиной, которая даёт новизну всему, что здесь происходит», – отметил Блаженнейший Святослав (Шевчук).

Департамент информации УГКЦ

Приложение
«От государственного подчинения к общественному служению»: из выступления Блаженнейшего Любомира по случаю возвращения резиденции митрополита в Киев «Один Божий народ в крае на Киевских горах»
На долю Киевской Церкви не менее разрушительно влияло пребывание украинских земель, а следовательно и различных ветвей Киевской Церкви в составе различных государственных образований. Каждые очередные чужеземные правители стремились перекроить религиозно-церковный ландшафт Украины согласно своим представлениям. Это привело к зависимости церковного мышления различных групп народа Божия Украины от политических интересов соответствующих государств. Вместе с тем, уничтожая негативные тенденции, украинские Церкви приобрели важный опыт поддержки национально-освободительной борьбы украинцев. Сегодня государственная независимость Украины создаёт уникальную возможность для её Церквей осмыслить своё отношение как к самому явлению украинской государственности, так и к историческим формам предварительного государственного порабощения.
Кроме того, все ветви Киевской Церкви в той или той степени испытали немало бед от вмешательства в их внутренние дела со стороны авторитарных или тоталитарных режимов, а то и оплатили верность Христовым заветам большим мученичеством своих слуг и детей. В стремлении защитить свою внутреннюю свободу Украинской Церкви накопили важный позитивный и негативный опыт поиска формулы удовлетворительных отношений между Церковью и государством. Такие отношения Киевская Церковь выработала ещё со времён первого Киевского государства в Х–ХIII вв. Потеря государственности привела к тому, что отдельные атрибуты её были перенесены на Церковь, она становилась символом государственности в пору междуцарствия.
Факт возобновления государственности в 1991 году не был должным образом усвоен украинскими церковным сознанием, а потому возникла необходимость вновь чётко определить как различия, так и сферы совместных действий (симфонии) Церкви и государства в служении украинскому Божьему народу. В частности, должного внимания требует сложившаяся на протяжении веков в отдельных ветвях Киевской Церкви традиция внутренней свободы Церкви от влияний и давления со стороны государственных структур, а затем переориентация Церкви на работу для народа.
Одновременные усилия Церквей в указанных направлениях дали бы возможность достичь важных целей. Так, во-первых, нормализация отношений между историческими ветвями Киевской Церкви и формирование цивилизованных государственно-церковных отношений помогли бы избежать ненужного расходования сил на соперничество Церквей друг с другом и всех вместе – с государством. Этим украинские Церкви весомым образом способствовали бы консолидации украинской нации и преодолению её региональных и идеологических противоречий.
Во-вторых, упомянутая нормализация межцерковных отношений не позволила бы в очередной раз превратить Украину в поле соперничества между влиятельными государствами. Каждая из Церквей, прощаясь с традицией подчинения политическим интересам чужих государств, могла бы направить налаженные взаимополезные связи с различными народами на благо своего государства. Внося евангельский мир и гармонию в своих отношениях, украинские Церкви исполнили бы не только свой христианский долг, но и типично европейское задание, свойственное этому континенту на нынешнем этапе его развития. Так они не только способствовали бы утверждению украинской государственности, но и послужили бы церковным основанием для осознания надлежащего места Украины в Европейском доме.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next