На Прикарпатье освятили старинную немецкую церковь

понедельник, 19 июня 2017, 12:31
11 июня, в Воскресенье всех святых, в селе Новая Липовка Тисменицкого протопресвитериата владыка Иосафат (Мощич), Епископ-помощник Ивано-Франковской архиепархии, освятил отреставрированную древнюю немецкую церковь.

Разделить радость с прихожанами и настоятелем о. Василием Фиголем прибыли священнослужители со всей архиепархии: о. Андрей Кудлык, о. Пётр Малецкий, о. Роман Дармограй, о. Мирослав Пронюк, о. Алексей Данилюк, о. Игорь Баланда, о. Владимир Гринишин, о. Владимир Майка, о. Андрей Цеслив (Коломыйско-Черновицкая епархия) и отец-игумен Никодим Гуралюк с Погинського монастыря. Стоит отметить, что реставрационные работы продолжались около трёх лет совместными усилиями прихожан и гостей прихода.

Вначале духовенство, прихожане и гости вышли на церковный двор, чтобы встретить владыку Иосафата, после чего чистосердечно пригласили его вознести архипастырскую молитву за жителей села и всех присутствующих. Торжественное богослужение началось с Чина освящения нового престола, за ним последовала Архиерейская Божественная Литургия.

По завершении Службы Божией архиерей произнёс поучительное слово и поздравил всех присутствующих с праздником. Епископ подчеркнул, что «освящение престола – это историческое событие для села, потому что на нём будет совершаться Бескровная Жертва и возноситься молитва за всех прихожан». Заметив небольшую численность общины храма, владыка поблагодарил прихожан одновременно за большую жертвенность и уделил всем присутствующим своё архиерейское благословение.

 

Справка
Истоки села Новая Липовка (структурной единицы Липовского сельского совета) восходят к началу XIX в., когда в 1820 году немец Готфрид де Ситтауер заложил поселение немецких колонистов на левом берегу небольшой реки Полинская, в южной части села Ляцкое (теперь с. Липовка). По его фамилии оно получило название Ситтауеровка, с которым просуществовало до 1939 г. Во времена идеологического советского диктата отдельные авторы делали попытку искусственно придумать гипотезу о происхождении названия поселения от гравийного (укр. – шутрового) карьера (т.е. Шутривка).

Постепенно поселение расстраивалось и разрасталось. В 1907 г. в колонии было уже 34 дома, 223 жителя, из которых 214 немцев. Собственно, последние годы XIX – начало ХХ века стало периодом его расцвета и количественного роста. Источники упоминают, что в 1900 году здесь был посажен сад площадью 1 га. Тогда же в поселении была открыта одноклассная немецкая школа, первым учителем в которой был Бизанц Якоб. В 1904 году немецкие поселенцы построили деревянную лютеранскую кирху в готическом стиле, которая была уникальным памятником сакральной архитектуры края, и приятно констатировать, что ею осталась. В течение довольно короткой истории своего функционирования ей выпали тяжёлые времена. В период Первой мировой войны (1914–1918) территория поселения была прифронтовой зоной, а рядом расположенное село Ворона большей частью было сожжено. Наиболее сложные времена для культовой достопримечательности пришлись на советский период, когда местный колхоз стал использовать её под зерновой склад. Обидно было наблюдать на стенах склада ещё довольно колоритно сохранившиеся надписи из Евангелия: «Бог есть Любовь, и, кто в любви пребывает, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём». И всё же к чести идейных вдохновителей сегодняшних реставрационных работ эти надписи на немецком языке сохранили автентичными.

После Первой мировой войны количество немецких поселенцев начало постепенно уменьшаться. По состоянию на 1 января 1939 года здесь проживало 160 человек: 150 немцев и 10 украинцев. В 1939 г. немецкие поселенцы начали покидать колонию, а на их место уже в 1940 г. прибывали сначала первая, а в 1945-ом и вторая волна украинских переселенцев из украинско-польского этнического пограничья. Учитывая, что большинство переселенцев было из Лемковщины, село получило неофициальное название Лемки. В официальных документах в годы первой советизации края (1939–1941), а затем фашистской оккупации (1941–1943) поселение именовалось как Новое Ляцкое-Шляхетское. И только в послевоенный период получило название Новая Липовка.
 

Фото: Владимир Занык
Справка: Игорь Любчик

ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...

МЕДИА
Prev Next