На семинаре в УКУ говорили о «народном богословии» и традиции Святого вечера

воскресенье, 17 декабря 2017, 23:54
На философско-богословском факультете УКУ 7 декабря состоялся семинар, который напомнил всем участникам о приближении рождественских праздников. Кандидат исторических наук, этнолог Мария Баглай рассмотрела тему «Святой вечер в украинской семье. Дохристианская и христианская основы: грани сосуществования».

Отец Андрей Олейник, заведующий кафедрой пастырского богословия, подчеркнул важность междисциплинарного подхода, когда, сосредоточившись на теме Сочельника, мы говорим об этнологии, с одной стороны, и богословии – с другой, а также о двух периодах: дохристианском и христианском.

Во время семинара участники узнали больше об украинской культурной среде в контексте религии, которая с ней больше связана – христианства. Причём Мария Баглай сосредоточила внимание на обычаях Ополья по сравнению с другими этнографическими регионами: «Стоит сказать, что обряды и обычаи – это неписаные законы, которые передаются из поколения в поколение. Часто не задумываемся, почему поступаем именно так, – подчёркивает докладчик. – Поэтому в современном мире нам нужно лучше понимать собственные культурные и религиозные произведения, которые, с одной стороны, сосуществуют между собой, а с другой – ассимилируются».

На примере обряда Святого вечера (Сочельника) в украинской семье Мария показала интересные грани сосуществования дохристианской и христианской основ. Среди интересных моментов, рассмотренных на семинаре, были подготовка к постному ужину, украшение дома к праздникам и непосредственно само празднование. Причём все традиции строились вокруг семьи и семейных отношений.

Лучшее разнообразие рождественских обрядов иллюстрирует ритуальная предрождественская трапеза, к которой торжественно готовились все члены семьи.

«В последний день 40-дневного поста все взрослые ничего не ели до ужина. Ведь предрождественский пост, – как рассказала Мария Баглай, – стал неотъемлемой составляющей народно-литургического календаря, и с ним связано немало верований. Украинцы соблюдали пост достаточно строго. Исследователи фиксируют в начале ХХ века, что особенно поститься должны были молодые парни и девушки, чтобы вымолить у Бога счастливую судьбу».

Как же выглядела хата накануне Сочельника? Традиционным украшением были вышитые полотенца-рушники. На Слобожанщине украшали окна бумажными цветами и вытынанками. А вот сейчас очень часто мы слышим о различных мастер-классах по изготовлению рождественского паука.

«Знаете ли вы символизм этого рождественского украшения? – спрашивает докладчик. – Оказывается, оно имеет дохристианское происхождение, ведь по поверьям именно паук "основывал" мир. Паук символизировал рождение нового, грань между земным и небесным, между жизнью и смертью. А согласно христианским легендам, паук своей паутиной заплёл вход в пещеры и скрыл Иисуса с матерью от Иродовых воинов».

Во время Святого вечера хозяева особенно заботились о животных. С одной стороны, народ объясняет это тем, что Спаситель пришёл в мир в хлеву и скот согревал Божье Дитя своим дыханием. А с другой стороны, Рождество – это грандиозное событие, которое празднует целая Вселенная. Как поётся в стихире с рождественской вечерни:

«Ликуют ангелы все на небесах

и радуются человецы днесь,

играет же всё творение,

рады рождению в Вифлееме Спаса Господа...»

Также в ходе семинара слушатели узнали, как «народное богословие» трактует символизм обычаев приготовленных блюд, в частности кутьи (сочива), что означают рождественские хлеба. Количество блюд связывают с сакральным числом – двенадцать. Среди чисто христианских символов на столе появляется свеча.

Тема семинара вызвала оживлённую дискуссию: как различить традиции, которые христианин может принять, а какие могут быть неправильно интерпретированы и заслонить истинный смысл праздника, превратившись в предрассудки.

В конце участники семинара пришли к выводам, что, прежде всего, важно понимать, какой смысл мы придаём тем или иным обычаям. Христианство «воцерковило» народные традиции, обогатив их новым содержанием. Наложение христианских празднований на древние народные обычаи Святые Отцы рассматривали как сознательный акт Церкви, согласно которому элементы конкретной культуры связываются с новым образом жизни христианина.

Собственно, с целью найти грани сосуществования дохристианской и христианской традиции на примере обрядности Святого вечера в украинской семье, кафедра пастырского богословия начала междисциплинарный семинар, вызвавший интерес и засвидетельствовавший необходимость продолжения дискуссий в следующем году.

 

Марианна Иваненко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next