На вебинаре по истории Церкви рассказали о формировании подпольной Церкви после псевдособора 1946 года
четверг, 23 декабря 2010, 11:19 После проведения Львовского псевдособора с точки зрения советской власти Греко-Католическая Церковь больше не существовала, и каждый священник, который продолжал выполнять свои обязанности, тем самым переступал закон. Об этом во время вебинара по истории Церкви на тему «Вопросы ликвидации и формирования подпольной Украинской Греко-Католической Церкви (1946–1972 гг.) сказал отец Тарас Бублик, научный сотрудник Института истории Церкви УКУ.
После проведения Львовского псевдособора с точки зрения советской власти Греко-Католическая Церковь больше не существовала, и каждый священник, который продолжал выполнять свои обязанности, тем самым переступал закон. Об этом во время вебинара по истории Церкви на тему «Вопросы ликвидации и формирования подпольной Украинской Греко-Католической Церкви (1946–1972 гг.) сказал отец Тарас Бублик, научный сотрудник Института истории Церкви УКУ.
«Опыт начала подпольной церковной жизни существенно сказался на тождественности церковных иерархов. Довоенный образ епископа как признанного государством князя Церкви сменился образом духовного отца, который находится среди своих верующих, делит с ними все трудности и невзгоды», – отметил автор вебинара.
Рассказывая о трудном для Греко-Католической Церкви периоде конца 40-х – начала 50-х годов, когда иерархия, священники и монашество терпели поражения и заключения, структура Церкви была разгромлена, а храмы переданы РПЦ или закрыты, отец Тарас Бублик констатировал, что Церковь все-таки выстояла. Так, «в 50-х годах удалось восстановить душпастырскую структуру, благодаря волевому решению подпольной иерархии некоторые «подписавшиеся» священники фактически вернулись в лоно Греко-Католической Церкви, был заложен фундамент в формирование духовного образования, а верные – именно те лица, которые себя четко идентифицировали по Греко-Католической Церкви – не учитывали угроз и преследования», – подчеркнул отец Тарас.
Остановившись на теме отношения ОУН–УПА к «воссоединительным» действиям советской власти относительно Церкви, а также на убийствах участника «инициативной группы» о. Гавриила Костельника и антиуниатского публициста Ярослава Галана, автор вебинара подверг сомнению навязанную сталинской пропагандой версию, что эти смерти были совершены «националистическим подпольем» в ответ на ликвидацию Церкви и при ее активной поддержке.
По словам отца Тараса, уничтожение Церкви не было обычной для советской власти атеистической борьбой, а продолжением политики царской России: «Для Кремля это было важным вопросом – как борьба с религиозной идентичностью, так и уничтожение повстанческого движения». В подтверждение этой мысли отец привел факт, который изложен в фундаментальном труде по истории Церкви профессором Богданом Боцюрко: «И ликвидацией Украинской Православной Церкви в 20-х годах, и уничтожением УГКЦ в 40-х, и мощными спецоперациями по подавлению повстанческого движения от органов советской госбезопасности занимался один и тот же специалист – полковник МГБ Сергей Даниленко-Карин».
Самой несломленной твердыней Церкви были монастыри, отметил отец Тарас, и последний из них, в Гошеве, властям удалось закрыть лишь в марте 1950 года. Монахов ожидали аресты или служба в советской армии, а монашество преклонного возраста отправляли в дома престарелых. Однако жестокая борьба с монашеством обычно не достигала своей цели. Так, несмотря на то что более сотни насельникив Унивской обители подверглись арестам, только 18 монахов согласились выйти из чина.
Желающие подробнее узнать об особенностях ликвидации Греко-Католической Церкви на Закарпатье и организации убийства Владыки Теодора (Ромжи), о борьбе с греко-католиками на территориях, отошедших к тогдашней подсоветской Польской Народной Республике, о судьбах репрессированных иерархов Церкви и восстановлении иерархии в условиях подполья, налаживании нелегальных семинарий и возрождении тайных монастырей, а также о попытке Лаврентия Берии наладить переговоры с Патриархом Иосифом, могут прослушать заархивированную версию вебинара по ссылке: www.ugcc.org.ua/webinars/2010-12-21.flv (25 Mб. 56:08 мин.)
«Опыт начала подпольной церковной жизни существенно сказался на тождественности церковных иерархов. Довоенный образ епископа как признанного государством князя Церкви сменился образом духовного отца, который находится среди своих верующих, делит с ними все трудности и невзгоды», – отметил автор вебинара.
Рассказывая о трудном для Греко-Католической Церкви периоде конца 40-х – начала 50-х годов, когда иерархия, священники и монашество терпели поражения и заключения, структура Церкви была разгромлена, а храмы переданы РПЦ или закрыты, отец Тарас Бублик констатировал, что Церковь все-таки выстояла. Так, «в 50-х годах удалось восстановить душпастырскую структуру, благодаря волевому решению подпольной иерархии некоторые «подписавшиеся» священники фактически вернулись в лоно Греко-Католической Церкви, был заложен фундамент в формирование духовного образования, а верные – именно те лица, которые себя четко идентифицировали по Греко-Католической Церкви – не учитывали угроз и преследования», – подчеркнул отец Тарас.
Остановившись на теме отношения ОУН–УПА к «воссоединительным» действиям советской власти относительно Церкви, а также на убийствах участника «инициативной группы» о. Гавриила Костельника и антиуниатского публициста Ярослава Галана, автор вебинара подверг сомнению навязанную сталинской пропагандой версию, что эти смерти были совершены «националистическим подпольем» в ответ на ликвидацию Церкви и при ее активной поддержке.
По словам отца Тараса, уничтожение Церкви не было обычной для советской власти атеистической борьбой, а продолжением политики царской России: «Для Кремля это было важным вопросом – как борьба с религиозной идентичностью, так и уничтожение повстанческого движения». В подтверждение этой мысли отец привел факт, который изложен в фундаментальном труде по истории Церкви профессором Богданом Боцюрко: «И ликвидацией Украинской Православной Церкви в 20-х годах, и уничтожением УГКЦ в 40-х, и мощными спецоперациями по подавлению повстанческого движения от органов советской госбезопасности занимался один и тот же специалист – полковник МГБ Сергей Даниленко-Карин».
Самой несломленной твердыней Церкви были монастыри, отметил отец Тарас, и последний из них, в Гошеве, властям удалось закрыть лишь в марте 1950 года. Монахов ожидали аресты или служба в советской армии, а монашество преклонного возраста отправляли в дома престарелых. Однако жестокая борьба с монашеством обычно не достигала своей цели. Так, несмотря на то что более сотни насельникив Унивской обители подверглись арестам, только 18 монахов согласились выйти из чина.
Желающие подробнее узнать об особенностях ликвидации Греко-Католической Церкви на Закарпатье и организации убийства Владыки Теодора (Ромжи), о борьбе с греко-католиками на территориях, отошедших к тогдашней подсоветской Польской Народной Республике, о судьбах репрессированных иерархов Церкви и восстановлении иерархии в условиях подполья, налаживании нелегальных семинарий и возрождении тайных монастырей, а также о попытке Лаврентия Берии наладить переговоры с Патриархом Иосифом, могут прослушать заархивированную версию вебинара по ссылке: www.ugcc.org.ua/webinars/2010-12-21.flv (25 Mб. 56:08 мин.)
Департамент информации УГКЦ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
- Глава УГКЦ в 125-й день войны: «На лицах защитников Украины созерцаем Христову кротость, которые стали покорными вплоть до смерти»29 июня
- Глава УГКЦ в 125-й день войны: «На лицах защитников Украины созерцаем Христову кротость, которые стали покорными вплоть до смерти»29 июня
- Блаженнейший Святослав выразил соболезнования родственникам погибших и раненым в результате ракетного удара по Кременчугу 29 июня
- В Торонто состоялся чин интронизации владыки Брайена Байды – епарха Торонто и Восточной Канады 29 июня
- «УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
-
Глава УГКЦ у 126-й день війни: «Нехай Дух Святий дозволить нам завдяки поміркованості бути добрими, мудрими господарями на рідній землі»
-
Глава УГКЦ у 125-й день війни: «На обличчях захисників України споглядаємо Христову лагідність, які стали покірними аж до смерті»
-
У Торонто відбувся чин інтронізації владики Браяна Байди – єпарха Торонто і Східної Канади
-
Глава УГКЦ у 124-й день війни: «Ворог заперечує наше право на існування, але Бог підготував для нас особливу місію в сучасному світі»
-
Блаженніший Святослав: «Війна – найбільша дурість, яку людина може здійснити, і найбільший злочин проти Бога»
-
«Зупинімо війну разом!» – Глава УГКЦ до сердець мільйонів людей у всьому світі у 123-й день війни
-
Папа Франциск: «Не забуваймо про народ України, де не припиняються бомбардування»
-
Глава УГКЦ у 122-й день війни: «У часи війни ціннішим за хліб і масло, за одяг і тепло є людська доброта»
-
Глава УГКЦ у 121-й день війни: «Вміння бути терпеливими у нашій боротьбі може стати одним із видів перемоги над злом»
-
Блаженніший Святослав на освяченні храму в Обухові: «Цей храм є промінчиком надії на відродження України після війни»
-
Глава УГКЦ у 120-ту добу війни: «Застерігаємо весь світ від спокуси умиротворяти агресора, бо його апетит тільки зросте»
-
Фестивалем і свідченням з України в Римі почалася Х Всесвітня зустріч сімей
-
Глава УГКЦ у 119-й день війни: «Господи, будь нашою радістю, особливо тоді, коли по-людськи нам хочеться плакати»
-
Глава УГКЦ у 118-й день війни: «Україна, як і в часи Київської Русі, затуляє Європу від навали, що несе смерть»
-
Колискова для сина і «Христос воскрес!»: у Львові поховали Артема Димида