«Настоящая свобода – это способность выбирать добро», – Блаженнейший Святослав

четверг, 12 апреля 2018, 21:29
Можно ли считать Пасху своеобразным христианским праздником победы и свободы человеческого духа? Способны ли мы земными примерами понять всё величие этого праздника, который сегодня празднуем?

Более того, в нашей жизни есть ещё другие сложные моменты. Ведь нередко земное с небесным переплетается и человек не всегда может понять, что для него в определённый момент является главным. И в этом контексте возникает не менее важный вопрос: что такое качество жизни христианина сегодня? В какой мере материальное, культурное и духовное должно влиять на качество нашей жизни в Украине?

Над этими и другими не менее важными вопросами размышлял и пытался найти ответы Глава и Отец УГКЦ Блаженнейший Святослав в своём пасхальном интервью для «5 канала».

«Если кто-то действительно имеет силу и отвагу войти в смерть

с надеждой на воскресение, то такой человек – не победим»

Воскресение Христово отвечает на самые трудные вопросы нашего бытия, нашего общества и открывает смысл наших страданий. А поэтому отвечает нам на вопрос: есть ли жизнь после смерти? Я думаю, что у современной культуры нет до конца серьёзных и глубоких ответов на эти вопросы. Один философ говорил, что если человек не знает, почему он умирает, то он не знает, почему он живёт.

Мы чувствуем в нашем сердце, что человек не создан для смерти, потому что он создан для жизни. И человек стремится жить вечно. Очевидно, что всё то, что где-то ограничивает его глубинные стремления, которые заложил в человеке его Создатель, окончательно ограничивает его свободу. Настоящая свобода – это не только способность выбирать добро или зло, это, скорее, призвание к свободе. Настоящая свобода означает выбирать добро. Если быть более точным, то в Священном Писании сказано: «Вот я кладу перед тобой добро и зло, жизнь и смерть. Выбери жизнь».

В празднике Воскресения Христос не только своим словом, своим учением, но своей личной жизненной историей даёт ответ на эти глубокие вопросы. Смерть – это не конец. Жизнь есть нечто большее, чем наша земная жизнь. Если кто-то действительно имеет силу и отвагу войти в смерть с надеждой на воскресение, то такой человек не победим. Поэтому говорит Христос, что нет ничего невозможного для того, кто верует.

 

«Христиане – это те, которые не только своей жизнью,

но и своей смертью свидетельствуют о воскресении»

Очевидно, что христиане – это те, которые не только своей жизнью, но и своей смертью свидетельствуют о воскресении. То есть существует жизнь, ради которой стоит даже пожертвовать этой земной жизнью.

Ни для кого не секрет, что христианские мученики во все времена и во всех народах, идя на смерть, пели песню «Христос воскрес из мёртвых, и смертью смерть поправ...». Ведь «мученик» означает «свидетель воскресения».

Я считаю, что такие глубокие ответы на сокровенные вопросы очень важные для нас сегодня, для украинского народа, потому что мы вот уже который год смотрим в глаза смерти.

Более того, в послании к евреям мы встречаем фразу, что дьявол держит человека в своей власти страхом перед смертью. Если страх перед смертью устранить, то дьявол теряет силу. Зло теряет силу. Так вот, глядя в глаза смерти, в частности глазами наших героев, которые защищают сегодня Украину, наш народ, нашу жизнь на фронте, то мы видим победу. Видим победу над злом, победу над смертью. И поэтому так важно вместе с нашими военнослужащими, с нашими капелланами на передовой в эту Пасху от всего сердца петь «Христос воскресе из мёртвых...» Он даровал нам свободу – свободу жить, жить в полноте. Эта свобода не даётся нам каким-то земным властителем или международным договором, а эта свобода даётся смертью и воскресением нашего Спасителя.

 

«Качество жизни – это жить вечной жизнью уже здесь, на земле, ибо вечная жизнь отличается от земной не количеством прожитых лет, а именно качеством»

Философия или теория качества жизни, которая по своей природе является сугубо атеистической, основывается на очень простых принципах. На качество жизни того или иного существа (не только человека, но и животного) влияет способность испытывать наслаждение или переживать боль. И качество жизни заключается в том, чтобы меньше страдать, а больше (возможно, даже с меньшей ответственностью) наслаждаться жизнью. И вот если кто-то не имеет способности наслаждаться жизнью, то ли из-за физического недостатка, то ли из-за социального статуса или по каким-то другим причинам, то такая философия качества жизни ставит под сомнение, стоит ли вообще жить.

Я знаю несколько сторонников этой теории качества жизни, когда они отстаивают права кур на птицефабриках, но выступают за разрешение абортов. Ведь они считают, что на данном этапе развития человеческий эмбрион не способен ещё испытывать страдание или наслаждение. А вот курица на птицефабрике способна, потому что она имеет большое достоинство. Мы видим, что такая философия действительно может довести до абсурда такие глубокие вопросы.

С христианской точки зрения, качество жизни – это не есть способность убегать от страдания и искать наибольшего наслаждения. Собственно, это и есть рабская психология. Качество жизни, если говорить такой терминологией, – жить жизнью вечной уже здесь, на земле, ибо вечная жизнь отличается от земной не количеством прожитых лет, а именно качеством. Потому что вечная жизнь, которую нам даровал воскресший Христос, – это жизнь, которой живёт сам Бог, это божественная жизнь. Христос своей смертью поделился с нами своей божественной вечной жизнью. Поэтому говорит Христос своим ученикам: «Кто верует в меня и верит в того, кто послал Меня, тот уже имеет жизнь вечную. И на суд не приходит, ибо от смерти пришёл в жизнь».

Если же мы будем действительно как христиане исповедовать Воскресение, мы тогда способны изменить мир вокруг нас. Мы способны побеждать зло, не бояться страдания, но превращать его в наш капитал роста. Мы знаем, что таинство креста в жизни каждого человека является неотъемлемой частью нашего пасхального входа. Если мы будем заложниками этой земной атеистической философии качества жизни, мы тогда станем марионетками в чьих-то руках. Мы будем заложниками тех обстоятельств, в которых мы находимся, и не будем иметь не только отваги, но и силы их изменить. И тогда такая жизнь становится очень грустной.

А Пасха – возможность получить в воскресшем Христе жизнь уже сегодня, которая предоставляет нам большую радость и оптимизм, даёт нам силу и отвагу, рвение изменять мир, в котором мы живём и наполнять его новым качеством. То есть этот мир мы превращаем не на «ожидание смерти», а на пребывание в вечном счастье жизни с Богом.

 

Оксана Войтко,

Департамент информации УГКЦ

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next