«Не купание в проруби делает человека обновлённым в его силах, а покаяние», – Блаженнейший Святослав

вторник, 19 января 2021, 14:42
Крещение Иоанна – это человеческая сторона покаяния, а крещение Иисуса Христа Духом Святым – это Божья сила, которая перерождает человека и делает его новым созданием во Христе. Об этом сказал Блаженнейший Святослав, Отец и Глава УГКЦ, во время проповеди в воскресенье перед Богоявлением.

«Сегодняшнее воскресенье называется Воскресеньем перед Богоявлением, или Воскресеньем перед Просвещением. Отрывок Евангелия от Марка (1, 1-8) непосредственно готовит нас к событию над Иорданом, о которой мы услышим через несколько дней», – отметил Блаженнейший Святослав.

Глава УГКЦ отметил, что евангелист Марк изначально показывает, что сама фигура Иисуса провозглашает итог чего-то старого и одновременно начало нового. А для того чтобы объяснить, какое задание от Бога получает Иоанн Креститель и какой смысл крещения, который он уделяет, евангелист приводит нам слова двух пророков – Исаии и Малахии.

Сначала проповедник разъяснил слова пророка Исаии. По его словам, момент, когда благовестник едет на лошади через пустыню и несёт какую-то весть, имеет очень глубокое значение именно для этого дня и этой предпраздничной минуты. Потому что глас вопиющего в пустыне [в Ветхом Завете] несёт весть о том, что пал Вавилон. В то же время он предвещает новый выход. «В старом выходе израильтяне шли от рабства в Египте к обетованной земле, а теперь этот голос говорит, что израильтяне возвращаются из вавилонской неволи. То есть, за этим голосом идут люди, которые возвращаются домой; они стали свободными, могут вернуться в Божий храм и заново его отстроить. В том пророчестве есть два действующих лица – Бог и человек», – пояснил Глава Церкви.

Божья сторона – это освобождение людей из рабства, потому что только Бог может освободить от неволи. Зато человеческая сторона – это призыв возвращаться домой. Мы знаем, говорит Блаженнейший Святослав, что это было большой религиозной, национальной и социальной проблемой, ведь не все хотели возвращаться домой из вавилонской неволи. Многие в чужой стране пустили корни, открыли своё дело и, в конце концов, упорядочили свою жизнь. Но те, которые ответили на этот призыв и вернулись домой, составили новый Израиль, который, возвращаясь, снова получил Божьи обетования.

Глава УГКЦ отметил, что прежние события в истории Израиля объясняют нам, что происходит над Иорданом. «Мы видим четкий намёк на то, что не столько люди приходят на Иордан, как Бог приходит. Соответственно, к этому Божьему приходу нужно готовиться», – отметил он и добавил, что в этом событии так же, как у пророков, видим вроде бы два действующих лица – Бога и человека.

«Крещение Иоанна – это человеческая сторона подготовки к иорданскому Богоявлению. Крещение Иоанна – это то, что человек сам может сделать, для того чтобы осознать свой грех и его признать. Но сам освободиться от греха человек не может. Иоанново крещение – это также подготовка к Божьему действию. Лишь тот, кто откликнется на глас вопиющего в пустыне, кто придёт в пустыню, тот примет Святого Духа – то крещение, которое сделает меня и вас новым человеком», – убеждён архиерей.

Проповедник напомнил, как святой Иоанн Златоуст во время одной из своих проповедей на Богоявление сравнил крещение с переплавкой. Он привёл пример с загрязненной чашей, которая может очиститься и стать новой только тогда, когда её переплавить.

Мы все должны осознать, убеждён Глава Церкви, для того чтобы покаяться, чтобы быть крещёными Святым Духом, чтобы обновляться и расти в крещении, которое мы получили один раз на всю жизнь, нужно постоянно осознавать свою греховность, слушаться голоса вопиющего в пустыне, становиться пред Богом и проходить, возможно, свою пустыню. С другой стороны, надо пережить встречу с Христом, который обновляет, который предоставляет новый смысл, новый свет. Встреча с Христом даёт нам начало чего-то нового. Нам всегда очень нужен новый шанс. Мы часто просим у Бога ещё один шанс, чтобы Его силой сделать всё, что обещали.

«Пусть голос Священного Писания, который мы только что слышали, и размышления над ним помогут нам подготовиться к этому празднику и правильно его пережить! Не купание в проруби делает человека обновленным в его силах, а покаяния. Человека обновляет и благодать прощения и обновления, которая приходит от Христа силой и деянием Святого Духа», – напомнил в завершение Глава УГКЦ.

 

Департамент информации УГКЦ

На фото из архива: Иорданское освящение воды на Днепре


ПУБЛИКАЦИИ

«Символ веры»: кто такой Святой Дух?01 марта

В 41-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над восьмым членом «Символа веры»: «И...

МЕДИА
Prev Next