Об историческом наследии Вильнюсского монастыря отцов василиан говорили во время VІІІ Конгресса исследователей Беларуси
вторник, 01 октября 2019, 22:44 В Вильнюсе (Литва) состоялся VIII Международный конгресс исследователей Беларуси, который собрал учёных из Украины Польши, Литвы и Беларуси.Преподаватели Гуманитарного факультета УКУ в своих докладах осветили важную роль василианского монастыря и храма Пресвятой Троицы в Вильнюсе в рамках секции «Вильно / Wilno / Vilnius как "Civitas Ruthenica"», говоря об этноконфессиональных сообществах в публичном пространстве столицы Великого Княжества Литовского.
Секцию возглавили проректор Украинского католического университета, профессор Игорь Скочиляс (исследователь домодерной религиозной культуры и восточного христианства в Украине, униатской идеи и институциональной истории Киевской митрополии в сравнительной перспективе; автор историографических концептов «Slavia Unita» и «Киевская традиция») и Денис Лисейчик из Национального исторического архива Беларуси.
Профессор Леонид Тимошенко из Дрогобычского педагогического университета имени Ивана Франко представил тему «Монастырь Пресвятой Троицы и его наследие в религиозной полемике Вильно / Wilna / Vilnius'a первой половины XVII века». В своём выступлении он выразил сенсационную гипотезу о том, что митрополит Михаил Рогоза был захоронен в храме Пресвятой Троицы в Вильнюсе.
Доктор Иван Альмес из Украинского католического университета в своем докладе «Lectio Orthodoxorum i Lectio Basilianorum: каноны чтения монахов монастырей Святого Духа и Святой Троицы (попытка сравнительного анализа)», анализируя литургические книги, каноны чтения и другие аспекты, предложил вопрос для дискуссии о принадлежности Lectio Orthodoxorum i Lectio Basilianorum к одной киевской традиции.
После завершения части докладов на секционной дискуссии выступил профессор Альфредас Боблаускас с докладом «От "духа Сметоны" к идее "Civitas Ruthenica": переосмысление поликультурного наследия Вильно / Wilna / Vilnius'a в историографии Центральной и Восточной Европы».
В этой части выступили также учёные, представившие литовскую, украинскую, польскую и белорусскую перспективы.
Профессор Игорь Скочиляс представил присутствующим второе издание коллективной монографии (на украинском и литовском языках) «На перекрестке культур. Монастырь и храм Пресвятой Троицы в Вильнюсе», которое подготовили и опубликовали учёные Украинского католического университета в рамках программы УКУ «Киевское христианство».
Цель этой секции – привлечение ведущих исследователей к переосмыслению и реинтерпретации совместного исторического и культурного наследия народов Центрально-Восточной Европы на примере домодерного Вильно / Wilna / Vilnius’a. Ведь долгое время этот «Северный Иерусалим» существовал на границе двух цивилизаций – западной латинской и восточной византийской и до сих пор остается важным местом памяти для современных белорусов, литовцев, поляков, русских и украинцев.
Своё внимание исследователи сфокусировали на феномене «Civitas Ruthenica» – пространственно-топографического центра, организованного «людьми греческой веры» на берегах Вильни и Вилии (Нярис) ещё в XIII в.
С социологической перспективы Пьера де Сен-Жакоба, это была своеобразная «культурная поляна», которая испытывала внешние политические, экономические и религиозные влияния и одновременно сама влияла на пёстрый этноконфессиональный социум столицы Великого Княжества Литовского – католиков, православных, протестантов, униатов, иудеев и отчасти мусульман.
Основой «Civitas Ruthenica» была духовная власть киевского (киево-виленского) митрополита, в рамках которой располагались Успенский кафедральный собор, а также сеть христианских святынь восточного обряда (церквей и монастырей) и культурно-образовательных учреждений в Магдебургской части города.
Эти ячейки русинов формировали, по Юргену Габермасу, совместное публичное пространство (Public Space), в рамках которого мещане, шляхта и духовенство творили репрезентативную публичную сферу для демонстративной манифестации своих ценностей (этоса) и влияния на социум.
Западное бюро «Живого ТВ»
по материалам https://osbm.in.ua
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»