Общая молитва духовенства УГКЦ и РКЦ в день памяти Пратулинских мучеников в Польше

пятница, 27 января 2012, 14:20
В день памяти Пратулинских мучеников, 23 января 2012 года, в бывшем кафедральном храме Холмской епархии УГКЦ, а теперь базилике Римско-Католической Церкви Люблинской архидиецезии Рождества Пресвятой Богородицы, что в Польше, была отслужена торжественная Божественная Литургия с участием духовенства Украинской Греко-Католической и Латинской Церквей. Об этом сообщил о. Сергей Стесенко, докторант Католического университета в Люблине (КУЛ). Праздничную Литургию возглавил митр. прот. Стефан Батрух, настоятель прихода Святого Николая в Холме (Польша). С ним сослужили прот. Богдан Панчак, настоятель украинских греко-католических семинаристов Митрополичьей духовной семинарии в Люблине, о. д-р Ярослав Стороняк, генеральный капеллан тюремной службы УГКЦ в Польше, о. Збигнев Никонюк, настоятель прихода Святого Никиты Неоунийной Церкви в Костомлотах на Подляшье, с двумя сотрудниками этого прихода, и о. Сергей Стесенко, докторант кафедры права Восточных Церквей КУЛа. Служение диакона выполнял д-р Петр Сивицкий, научный сотрудник Университета. Хор украинской Семинарии святого Иосафата вместе со студентами Католического университета украсили праздничную службу пением.
В день памяти Пратулинских мучеников, 23 января 2012 года, в бывшем кафедральном храме Холмской епархии УГКЦ, а теперь базилике Римско-Католической Церкви Люблинской архидиецезии Рождества Пресвятой Богородицы, что в Польше, была отслужена торжественная Божественная Литургия с участием духовенства Украинской Греко-Католической и Латинской Церквей.
Об этом сообщил о. Сергей Стесенко, докторант Католического университета в Люблине (КУЛ). Праздничную Литургию возглавил митр. прот. Стефан Батрух, настоятель прихода Святого Николая в Холме (Польша). С ним сослужили прот. Богдан Панчак, настоятель украинских греко-католических семинаристов Митрополичьей духовной семинарии в Люблине, о. д-р Ярослав Стороняк, генеральный капеллан тюремной службы УГКЦ в Польше, о. Збигнев Никонюк, настоятель прихода Святого Никиты Неоунийной Церкви в Костомлотах на Подляшье, с двумя сотрудниками этого прихода, и о. Сергей Стесенко, докторант кафедры права Восточных Церквей КУЛа. Служение диакона выполнял д-р Петр Сивицкий, научный сотрудник Университета. Хор украинской Семинарии святого Иосафата вместе со студентами Католического университета украсили праздничную службу пением.
В этом году исполняется 16 лет с тех пор, как блаженный Иоанн Павел II 6 октября 1996 года в Риме, в базилике Святого Петра, торжественно провозгласил блаженными 13 украинских мучеников. День их литургической памяти – 23 января – ежегодно чествуют как в УГКЦ, так и в Сидлецкой диецезии Латинской Церкви в Польше. За период, прошедший со времени провозглашения, не только украинские верующие, но и польские смогли лучше узнать о жизни и героических добродетелях этих мучеников. Традиционно в этот день служат молебен Пратулинских мучеников, текст которого утвержден иерархией УГКЦ.
«Украинцы Холмщины и Подляшья с каждым годом крепнут в убеждении, что тропы к святым местам и историческим памятникам нашего народа не зарастают травой, а становятся лучшими указателями для каждого украинца, где бы он ни проживал», – отметил о. Сергей Стесенко. Департамент информации УГКЦ

Справка
Имена блаженных Пратулинских мучеников, которые в 1874 году отдали свою жизнь за единство Церкви и сохранение византийско-украинской традиции, постоянно напоминают нам о том, что Украинская Церковь в единстве с Апостольским Престолом на протяжении многих веков свидетельствовала миру, что мученичество – это составная часть ее сущности.
Следует вспомнить, что имена 13 блаженных – яркое свидетельство их принадлежности к украинскому народу, исконными территориями которого всегда были Холмщина и Подляшье. На иконе Пратулинских мучеников – Даниил Кармаш, Лука Бойко, Варфоломей Осипюк, Онуфрий Василюк, Филипп Герилюк, Константин Бойко, Никита Грицюк, Игнатий Франчук, Викентий Левонюк, Иван Андреюк, Константин Лукашук, Максим Гаврилюк, Михаил Ваврищук держат в руках зеленые пальмовые ветви, которые являются символом вечной жизни.
В 1874 году Римский Архиерей Пий IX провозгласил энциклику «Omnem sollicitudinem» («Всякая забота»), в которой осудил действия царского режима Российской империи на Холмщине и Подляшье, насаждавшего план «воссоединения» с Русской Православной церковью. Пользуясь тем, что значительная часть украинских земель – Холмщина, Подляшье и вся Волынь – находилась под господством Царской России, уже в 1875 году официальная российская власть присоединяет Холмскую греко-католическую епархию к Русской Православной Церкви, а на месте структур Греко-Католической Церкви создаются православные, которые на сегодня включают уже лишь потомков тех времен – верующих Польской Автокефальной Православной Церкви.
Так называемый «Акт соборного духовенства Холмского» 1875 года был прототипом Львовского псевдособора 1946 года, а его следствием стали массовые преследования и убийства верующих Греко-Католической Церкви. В городе Седло (теперь польский Siedlce на Подляшье), возле памятника Ивану Павлу II, установлены памятные таблицы с надписями более 50 местностей, в которых украинские жители Подляшья и Холмщины героически отдали свою жизнь, отстаивая единство Греко-Католической Церкви с Апостольским престолом, не желая переходить в лоно Русской Православной Церкви.
Известие, которое несколько лет спустя пришло из Рима, о возвращении Холму титулярного престола в Католической Церкви, принесло большую радость многим украинцам греко-католикам. Ведь, кроме Каменца на Подолье, который является тоже титулярным престолом в Католической Церкви, очередь дошла и до Холма.
ПУБЛИКАЦИИ

Слово Божее – живое и деятельное: 10 мыслей Блаженнейшего Святослава, не теряющие актуальности15 октября

Этот мир дарит нам тепло и ощущение единства и одновременно – пугает и настораживает. В перипетиях, которые возникают между человеком и...

МЕДИА
Prev Next