Папа Франциск осуществил реформу процессов признания недействительности брака

среды, 09 сентября 2015, 14:32
Во вторник, 8 сентября 2015 года, в Ватикане состоялось представление реформы, которую Папа Франциск совершил в отношении канонических процессов признания недействительности брака, обнародовав два документа: «Mitis Iudex Dominus Iesus» и «Mitis et misericors Iesus», которыми внесены соответствующие изменения в Кодекс Канонического Права и Кодекс Канонов Восточных Церквей. А также обнародованы процессуальные правила соответствующих процессов.

Ведущая мысль реформы, как отмечается в упомянутых документах, – способствовать «не пренебрежению брака, но ускорению процессов». Следует заметить, что вопреки распространённому пониманию, что, мол, речь идёт о «церковном разводе», согласно учению католической Церкви, правомерно установленный брак, завершённый сосуществованием супружеской пары, не может быть расторгнут.
Но, чтобы состоялся брак, должны быть исполнены определённые требования и устранены возможные препятствия. Поскольку это не всегда случается, то путём специального процесса церковный трибунал, собирая документы и опрашивая свидетелей, проверяет, были ли исполнены необходимые условия, и если это не так, то объявляет о недействительности брака, то есть, что он в данном случае не существовал, а потому заинтересованные лица становятся свободными, чтобы заключить новый супружеский союз.


Именно желание заключить новый брак – среди наиболее частых побуждений обратиться в церковный трибунал о признании недействительности супружества, которое распалось. Однако эти процессы достаточно длительны и требуют расходов, связанных с процессуальными действиями, за что многие пары, даже желая исправить свой статус, и в дальнейшем живут в так называемых «неурегулированных связях».


Забота о спасении душ, как пишет Папа Франциск в одном из упомянутых документов, побудила его провести реформу канонических процессов признания недействительности брака. Идя по следам своих предшественников, Святейший Отец создал в прошлом году специальную комиссию, которая изучала этот вопрос. Он подчёркивает, что «брак является стержнем христианской семьи», а задача этой реформы не содействовать пренебрежению брака, но ускорению процессов. А учитывая то, что «огромное количество верующих, даже желая урегулировать дела своей совести, слишком часто не доверяет юридическим структурам Церкви ради физической или моральной удаленности».


Так вот, Папа вслед пожеланиям недавнего Синода Епископов о семье заботится о том, чтобы процессы становились «быстрее и доступнее», чтобы «сердца верующих, которые ожидают выяснения своего состояния, не были слишком долго подавлены тьмой сомнений». Эти процессы и в дальнейшем будут рассматриваться судебным, а не административным путём, чтобы «обеспечить высочайший уровень защиты истины о священных узах».


Отныне рассмотрение такого дела не должно длиться больше года. Ради ускорения процесса отменяется до сих пор действующий принцип, что дело должно получить однозначный приговор в двух инстанциях. Если заинтересованная сторона не подаст апелляцию в высшую инстанцию, то приговор вступает в действие. В каждой епархии епископ может создать соответствующий коллегиальный трибунал, но если это невозможно, то вводится назначение для этих процессов единого судьи. Вспоминается и о том, что сам епископ может и должен осуществлять судебную власть в отношении верующих, вверенных его опеке.
В приложении к существующему, т. н. документальному процессу, внедряется так называемый «короткий», который можно применить тогда, «когда недействительность брака подтверждаеться особенно очевидными доказательствами» и когда пара единогласно подаёт заявление, будучи уверенными в недействительности брака. С целью защиты принципа неразрывности брака, судьёй в таких процессах должен быть сам местный епископ, как «гарант католического единства в вере и дисциплине». Сам процесс должен длиться не более 30 дней от даты созыва заинтересованных лиц, к которым в особых случаях добавляются ещё 15 дней. Если епископ достиг моральной уверенности относительно дела, то объявляет решение, если нет – то дело направляется к рассмотрению в соответствии с обычной процедурой.


Среди прочего, восстановлена (в латинском праве) и поощряется поддерживать (в восточном праве) возможность апелляции при Митрополичьей резиденции, как «признака синодальности в Церкви» и сохранена возможность апелляции к Апостольской Столице, как символа связи между центром святого Петра и местными Церквями. Папа также призывает Епископские конференции и Синоды, «насколько это возможно и помня о справедливом вознаграждении для работников трибуналов», позаботиться о том, чтобы эти процессы были бесплатными, «чтобы Церковь, как великодушная мать, в деле, тесно связанном со спасением душ, проявляла бескорыстную любовь Христову».
 

uk.radiovaticana.va

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next