«Победой Украины мы считаем справедливый мир», – Глава УГКЦ

четверг, 08 октября 2015, 13:34
УГКЦ последовательно разоблачает агрессию России против Украины и считает недопустимым формирование образа украинца как врага русского народа, навешивание ярлыков на тех, кто отстаивает право Украины на существование в качестве независимого государства.

Об этом сказал Блаженнейший Святослав, Глава УГКЦ, комментируя для австрийского издания «Kathpress» упрёки, что, мол, наша Церковь призывает с оружием бороться до полной победы. Эти упрёки в адрес УГКЦ 22 сентября озвучил владыка Антоний (Паканич), Митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами УПЦ, во время своей встречи с группой австрийских журналистов.

Блаженнейший Святослав объяснил изданию «Kathpress», что УГКЦ никогда не призывала к насилию и войне, как в этом нас обвиняют оппоненты. «Мы последовательно осуждали агрессоров и тех, кто поддерживает незаконные вооружённые формирования, и вместе со всеми членами ВСЦиРО призывали их сложить оружие. Мы утверждаем право и обязанность украинцев защищать свою землю от иностранных захватчиков, в соответствии с социальной доктриной Католической Церкви, предоставляем капелланскую опеку украинским воинам как защитникам справедливого мира, воспитываем украинское общество на началах христианского патриотизма не с ненавистью к чужакам, а с христианской любовью к своему народу, своей земле и собственному государству», – объяснил Блаженнейший Святослав.

«Победой Украины мы считаем справедливый мир, которого никак нельзя достичь на условиях агрессора. Мы последовательно призываем к примирению, но не можем допустить примирения с войной, насилием, ложью и отрицанием права на существование народа и его государства», – подчеркнул Глава УГКЦ.

Во время своей встречи с австрийскими журналистами Митрополит Антоний также рассказал, что УПЦ не выражает никакой позиции по отношению к войне на востоке Украины, подобно Папе Франциску и Ватикану, и это делается для того, чтобы «оставить путь к диалогу».

Комментируя эти слова, Блаженнейший Святослав сказал, что Папа Римский, как преемник апостола Петра и Вселенский Первосвященник, в древнем христианстве, в частности первого тысячелетия, считался высшим арбитром Христовой Церкви, к которому обращались в случае догматических и административных споров единичные поместные Церкви, согласно старому правилу nemo iudex in causa sua. Это служение он совершал и совершает сегодня не как представитель Римского Патриархата, а как Вселенский Архиерей.

«Поместная Церковь есть и должна быть со своим народом, она должна быть его голосом, матерью и учительницей. Вот почему, кратко говоря, «дело народа» является «делом Церкви», её «causa sua». УГКЦ едина со своим народом, защищает его права и интересы, является его голосом перед Вселенским Архиереем и, в частности, в деле войны против своего народа апеллирует к Святейшему Отцу, а через него – ко всему мировому сообществу», – сказал Глава УГКЦ.

«Сопоставление роли УПЦ в вопросе войны на востоке Украины с посреднической миссией и служением Вселенского Архиерея в Христовой Церкви абсурдно и опасно... Как может Церковь, претендующая быть единственной поместной Православной Церковью этого народа, отстраняться от дела его жизни или смерти? Хочу верить, что это просто неудачное сравнение, а не отказ УПЦ быть национальной Церковью для украинцев», – отметил Блаженнейший Святослав.

Ещё одним аспектом разговора во время встречи Митрополита Антония с журналистами было приравнивание подчинения УПЦ (МП) Патриарху Кириллу с подчинением УГКЦ Папе Франциску.

Блаженнейший Святослав отметил, что не хотел бы комментировать экклезиальные особенности канонического единства УПЦ с Московским Патриархатом, но, поскольку было сделано сравнение с единством между УГКЦ и Папой Франциском, то он указал на коренные отличия этих «единств».

Глава УГКЦ сказал, что такое сравнение совершенно неправомерно. Даже в православном мире Патриарх Московский никогда не считался вселенским и таким, что имеет какое-либо служение или юрисдикцию вне пределов своего собственного патриархата. «УГКЦ, как поместная Церковь своего права, является в общении со Святейшим Отцом как со Вселенским. Мы не входим в «латинский патриархат», у нас, согласно Кодексу канонов Восточных Церквей, все права патриаршего достоинства, кроме самого титула «Патриарх» для Главы Церкви, и мы неуклонно строим собственный патриархат», – пояснил Предстоятель Церкви.

«Когда речь идёт об УПЦ, – продолжил Глава УГКЦ, – то она, всё же, несмотря на все права так называемой автономии, входит в Московский Патриархат и не ставит себе целью достичь собственного». Он пояснил, что эта принадлежность к Московскому Патриархату для УПЦ составляет неотъемлемую часть её экклезиологического самосознания. Именно через единство с Москвой УПЦ находится в евхаристическом общении с остальными церквами мирового православия. «Следует заметить опасность такого сравнения: это может быть подсознательное видение Москвы как Третьего Рима, поскольку Московского Патриарха приравнивают ко Вселенскому Архиерею. Поэтому аналогия между единством УГКЦ со Вселенским Архиереем и единство УПЦ с Патриархом Московским, мягко говоря, неудачно», – сказал Блаженнейший Святослав в комментарии австрийскому изданию «Kathpress».

Как мы сообщали, с 21 по 25 сентября в Украине находилась группа австрийских журналистов, которые приехали ради того, чтобы больше узнать об Украине. Гости из Австрии посетили Киев и Львов, где имели встречи с представителями и Главами Церквей в Украине, представителями правительства и общественности.

 

Департамент информации УГКЦ

 

В приложении предлагаем ознакомиться с полной версией комментариев Блаженнейшего Святослава для «Kathpress»

 

Митрополит Антоний сказал, что ваши призывы изменились во время пребывания на Святой Земле: от радикальных – следует бороться до победы, до примирения.

 

– На самом деле, это уже третий призыв к примирению в течение последнего года. Интересно, что только сейчас его услышали. Эти призывы к прекращению войны против Украины были сделаны в прошлом году в интервью агентству «Зенит» и Джорджу Вайгелю.

УГКЦ последовательно разоблачает агрессию России против Украины и считает недопустимым формирование образа украинца как врага русского народа, навешивание ярлыков на тех, кто отстаивает право Украины на существование в качестве независимого государства. Неоднократные призывы к примирению направлены, прежде всего, не к президентам (как в случае РПЦ), а к украинскому и российскому народам. Мы считаем, что российская пропаганда разжигает межэтническую вражду, утверждая, что не существует украинского народа, его языка и культуры, а именно существование Украинского Государства стало раной на теле единого русского народа, мол, Украина это не народ или государство, а лишь «территория». Смысл наших призывов заключается в том, чтобы не поддаваться этой пропаганде, потому что пропагандисты и политики приходят и уходят, а народы остаются. Только, когда мы осознаем себя равноправными соседями, тогда сможем говорить об истинном примирении между нами и искать способы мирного сосуществования.

Особенностью призыва со Святой Земли есть призвание к общему духовному наследию украинцев и россиян, УГКЦ и РПЦ – святым мученикам Борису и Глебу, первым святым Киевской Руси, тысячелетний юбилей которых мы празднуем в этом году. Важно здесь заметить, что РПЦ недавно сделала чрезмерный акцент на тысячелетии смерти св. Владимира, но совершенно обошла вниманием Бориса и Глеба. Может, пример святых Бориса и Глеба взовёт к совести россиян и российских православных и напомнит им, что нужно, скорее, слушаться Бога, чем людей.

УГКЦ никогда не призывала к насилию и войне, как в этом нас обвиняют оппоненты. «Мы последовательно осуждали агрессоров и тех, кто поставляет оружие незаконным вооружённым формированиям, и вместе со всеми членами ВСЦиРО призывали их сложить оружие. Мы утверждаем право и обязанность украинцев защищать свою землю от иностранных захватчиков, в соответствии с социальной доктриной   Католической Церкви, предоставляем капелланскую опеку украинским воинам как защитникам справедливого мира, воспитываем украинское общество на началах христианского патриотизма не с ненавистью к чужакам, а с христианской любовью к своему народу, своей земле и своему государству.

Победой Украины мы считаем справедливый мир, которого никак нельзя достичь на условиях агрессора. Мы последовательно призываем к примирению, но не можем допустить примирения с войной, насилием, ложью и отрицанием права на существование народа и его государства.

 

Митрополит Антоний объяснил, что УПЦ по отношению к войне на востоке Украины занимает такую же позицию, как Папа Франциск и Ватикан. Это для того, чтобы оставить путь к диалогу? Как вы это прокомментируете?

 

– Папа Римский, как преемник апостола Петра и Вселенский Первосвященник, в древнем христианстве, в частности в первом тысячелетии, считался высшим арбитром Христовой Церкви, к которому обращались в случае догматических и административных споров отдельные поместные Церкви, согласно  состарым правилмо nemo iudex in causa sua. Это служение он совершал и совершает сегодня не как представитель Римского Патриархата, а как Вселенский Архиерей. В этом плане интересно обращение Василия Великого к Папе в качестве арбитра и посредника в спорах Церквей Малой Азии.

Поместная Церковь была, есть и должна быть со своим народом, она должна быть его голосом, матерью и учительницей. Вот почему, кратко говоря, «дело народа» является «делом Церкви», её «causa sua». УГКЦ связана со своим народом, защищает его права и интересы, является его голосом перед Вселенским Архиереем и, в частности, в деле войны против своего народа апеллирует к Святейшему Отцу, а через него – ко всему мировому сообществу.

Подобным образом РПЦ занимается «болями и радостями» именно русского народа. Даже идея «русского мира» для неё – «causa sua». Как бы ни старался Московский Патриарх претендовать на «российского», а не просто «русского», в современных реалиях это ему явно не удаётся. Моральное право представлять ему «боли и радости» народа Украины ставят под сомнение даже сами верующие УПЦ, считая своего Патриарха «патриархом агрессора».

Сопоставление роли УПЦ в вопросе войны на востоке Украины с посреднической миссией и служением Вселенского Архиерея в Христовой Церкви абсурдно и опасно. Это показывает, что боли и страдания украинского народа от войны, то есть «дело народа», не является «делом УПЦ», это не её «causa sua». Поэтому у простых людей возникает вопрос: если эта Церковь полностью абстрагируется от своего народа и выступает с позиции стороннего судьи или посредника, то с кем она? Как может Церковь, которая претендует быть единственной поместной Православной Церковью этого народа, отстраняться от дела его жизни или смерти? Хочу верить, что это просто неудачное сравнение, а не отказ УПЦ быть национальной Церковью для украинцев.

 

– Митрополит Антоний приравнял подчинение УПЦ (МП) Патриарху Кириллу в подчинение УГКЦ Папе Франциску. Соответствует ли это действительности?

 

– Такое сравнение тоже полностью неправомерно. Даже в православном мире Патриарх Московский никогда не считался вселенским и таким, что имеет какое-либо служение или юрисдикцию вне пределов своего собственного патриархата. Отсутствием любого вселенского служения в Православной Церкви Москва последовательно возражает даже Вселенскому Патриарху Варфоломею. Показательны в этом отношении последние богословские дискуссии православно-католической богословской комиссии экуменического диалога, который ведёт Католическая Церковь с Православными Церквами.

УГКЦ, как поместная Церковь своего права, находится в общении со Святейшим Отцом как со Вселенским. Мы не входим в «латинский патриархат», имеем, согласно Кодексу канонов Восточных Церквей, все права патриаршего достоинства, кроме самого титула «патриарх» для Главы Церкви, и неуклонно строим собственный патриархат.

Когда речь идёт об УПЦ, то она, всё же, несмотря на все права так называемой автономии, входит в Московский Патриархат и не ставит себе целью достичь собственного. Эта принадлежность к Московскому Патриархату для УПЦ составляет неотъемлемую часть её экклезиологического самосознания. Именно через единство с Москвой УПЦ находится в евхаристическом общении с остальными церквами мирового православия. Следует заметить опасность подсознательного сравнения и видения Москвы как Третьего Рима, поскольку Московского Патриарха приравнивают ко Вселенскому Архиерею. Поэтому аналогия между единством УГКЦ со Вселенским Архиереем и единством УПЦ с Патриархом Московским, мягко говоря, неудачна.

Такую аналогию можно было бы всерьёз рассматривать, если бы УПЦ принадлежала к Вселенскому Патриархату древнего Константинополя. Тогда Патриарх Варфоломей действительно рассматривался бы как «папа православного мира». Надеюсь, что здесь мы имеем дело с простой ошибкой православного представителя, чем с «исповедью веры» и настоящей экклезиологией УПЦ.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next