Проповедь Блаженнейшего Святослава во время Божественной Литургии по случаю 150-летия канонизации святого Иосафата

суббота, 01 июля 2017, 11:24
Светильником светлым засиял ты, священномученик Христов Иосафат, ибо, как добрый пастырь, душу свою Отдал за овец своих, став жертвой за святое единение.

Молебен священномученика Иосафата

Дорогие во Христе!

Божье Слово, которое мы только что слышали, принадлежит к славной Нагорной проповеди Иисуса Христа. Евангелист Матфей изображает нам Иисуса как нового Моисея. Когда-то Моисей с горы Синай принёс человечеству Закон, который Бог дал ему на каменных скрижалях. А здесь мы видим Иисуса Христа, воплощённого Бога, который дал нам всем новый закон – закон благодати Духа Святого; благовествует нам Евангелие о Царстве Небесном, которое присутствует между нами. Говорит нам искать это Царство прежде всего, заботиться о его справедливости, ибо всё остальное нам приложится.

Что такое Царство Небесное, о котором говорит Христос? Это не что иное, как присутствие среди нас живого Бога. Более того, это человек, в котором вмещается Пресвятая Троица.
Человек, в котором пребывает Бог, подобен светильнику, потому что из него исходит свет – свет присутствия Бога среди нас, которое дает новый смысл тому, что вокруг нас, и меняет нашу жизнь. Царство Небесное – это новые отношения, новый тип отношений между Богом и человеком и между человеком и тем, что его окружает.

Интересно, что в начале этого евангельского чтения мы слышим слова о глазе. Говорит Иисус Христос: «Если око твоё будет светло, то всё твоё тело будет ясно. Если око твоё будет плохое, как велика будет тьма в тебе». Очевидно, когда Он говорит о глазе, то речь идёт не об оптическом инструменте, преломляющем материальный свет, что нас окружает. Речь идёт об определённом типе восприятия человеком всего того, что он видит вокруг себя. Если человек смотрит на других людей, на видимый мир, с вожделением; если его глаз вроде чёрной дыры, которая поглощает всё, что есть вокруг: других людей, земные блага и т. д., – то Господь описывает это как глаз человека, живущего в темноте. Вспомним нашего Тараса Шевченко. В поэме «Сон» он говорит о «несытое» око: «У всякого своя судьба и свой путь широкий: тот строит, тот разрушает, тот несытым глазом за край света заглядывает, нет ли страны, чтобы захватить и с собой взять в гроб». Глаз христианина, который излучает свет Небесного Царства, хочет не столько взять, сколько дать: свет, внимание, уважение, любовь... Человек может иметь хорошее око только тогда, когда живёт в Боге, а Бог живёт в нём. Такой человек становится светильником, своим глазом он просвечивает, спасает, вдохновляет, придаёт новый смысл жизни всем тем, которые чувствуют себя в присутствии Царства Небесного, что есть среди нас, как говорит Иисус Христос.

Дорогие во Христе, мы сегодня собрались в рамках международного паломничества в этом величественном храме, где покоятся мощи святого священномученика Иосафата, которого воспеваем как светильник. Спасибо Богу и Святейшему Отцу за прославления этого великого святого нашей Церкви в 150-ю годовщину со дня канонизации. В 1867 году папа Пий IХ (его образ видим над статуей святого апостола Петра) именно здесь, в этом храме, в храмовый праздник Святых апостолов Петра и Павла 29 июня торжественно провозгласил святым на весь христианский мир нашего великого епископа, мученика за единство христиан. Поблагодарим Господа Бога, что, несмотря на годы, века, его дух, его пример, его фигура способна сегодня привести десятки тысяч людей к тому самому месту, где он был канонизирован, чтобы при его посредничестве они объединились с Богом. Этот светильник сияет сквозь века.

Присмотревшись к отдельному виду святости святого Иосафата, увидим уникальную вещь. Мы справедливо величаем его епископом и мучеником. Однако его мученичество обозначено животворной и святой идеей. Он мученик за единство христиан и Церкви Христовой. В 300-летие мученической смерти святого Иосафата праведный митрополит Андрей Шептицкий говорил, что «Господь иногда Духом Святым призывает великих людей, чтобы вершить великое дело». Мы видим, что святость, свет и величие святого Иосафата имеет два измерения. Действуя в его сердце, Господь Бог позволил бы ему глубиной духовной жизни вобрать в себя духовную историю Киевской Церкви, Церкви Владимирова христианства, той Церкви, что помнит единство Христовой Церкви первого тысячелетия. Именно в сердце этого святого епископа Святой Дух вложил жажду, желание возрождения этого единства. Интересно, что он проникся этой идеей, углубляясь в духовную жизнь в своей монашеской общине. Многие из сегодняшних исследователей говорят нам, что святой Иосафат не знал латинского языка. Он жил Литургией, литургическим молитвенным наследием Киевской Церкви, молился по тем самым святым книгам, по которым молились наши разъединённые братья. Там он коснулся корней, той мистической памяти Киевской Церкви и идеи единства Церквей. Ибо, как известно, Киевская митрополия долгое время считала раскол между Римом и Константинополем как бы местной ссорой и никогда не хотела принимать этого разъединения, лелеяла в себе огонь единства первого тысячелетия

И именно в нашей Киевской традиции, в фигуре святого Иосафата Господь сохранил для нас, потомков, тот жар, память, молитву и стремление восстановления единства всех Церквей Владимирова крещения, в частности на наших землях. Но в то же время мы видим, что Святой Дух вроде поднял Иосафата над его эпохой, его временем, тогдашними отношениями между различными Церквами. Более чем за триста лет до Второго Ватиканского собора, который состоялся здесь, в этом святом храме, этот святой был полон духа объединения, которое мы называем экуменическим движением. (Это движение состоит в поиске методов и способов для восстановления полного и видимого единства Церкви Христовой.)

Мы должны заново открыть для себя фигуру святого Иосафата, освободить личность этого великого святого Христовой Церкви от разного рода предубеждений, идеологических мистификаций и наполниться его святостью и духом. Каждый из нас должен проникнуться этим духом и молитвой за единство христиан. Недаром Папа Франциск недавно сказал такие слова: «Тот, кто приступает к Святому Причастию, не может не беспокоиться о единстве между всеми христианами, ибо Таинство Евхаристии, Таинство единства и общения Тела и Крови Иисуса Христа зовёт нас сегодня быть катализаторами, носителями идеи единения всех христиан в современном христианском мире».

Дорогие во Христе, мы сегодня получили особую привилегию и дар от Господа Бога. По особому разрешению Папы мы кладём на престол апостола Петра в этом храме всё то, чем живёт тело нашей Церкви и нашего народа. А принесли мы в этом паломничестве боль, слёзы, кровь, страдания Украины. Просим, ​​чтобы силой и действием Святого Духа наши боли и страдания превратились в чистую бескровную жертву нашего Спасителя, которая отсюда, из гроба апостола Петра, как пахучий дым молитвенного кадила, вознеслась к Небесному престолу. Просим святого Иосафата в единстве с апостолом Петром, – в том единстве, которое он проповедовал и нёс, молиться за Украину. Молимся сегодня за мир на нашей украинской земле, который приходит с небес и которого этот мир не имеет. Мы стремимся просветиться святостью святого Иосафата и посмотреть на мир вокруг нас новыми христианскими глазами. Выполняя завет Христа о том, чтобы искать прежде Царства Небесного и его справедливости, стремимся строить свободную и независимую европейскую Украину, освещать её силой и светом Христова Евангелия. Молим Господа Бога, чтобы вдохновил сердца всех христиан Украины тем огнём, стремлением святого Иосафата к единству – «да будут все едино», как об этом молился и завещал нам наш Спаситель.

Святой Иосафат, мы знаем, что ты сейчас слышишь нас и молишься с нами. В эту лихую годину молись за свой народ и за свою Церковь. Прими наши молитвы, осени нас светом, что сияет сегодня из твоих святых мощей, чтобы каждый из нас стал светильником истинным, через который сияет свет твой, освещающий и освящающий каждого человека, приходящего в мир.
 

† Святослав
25 июня 2017 года

ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...

МЕДИА
Prev Next