Проректор УКУ говорил в Новосибирске об идентичности греко-католиков и современном экуменизме
среды, 19 октября 2011, 11:24 11–13 октября в Новосибирске состоялась ежегодная встреча греко-католических священников России с участием ординария греко-католиков на территории Российской Федерации епископа Иосифа Верта, а также 12 священников и 6 монахинь восточного обряда (из них двое из Казахстана). Главным докладчиком на встрече был проректор УКУ по научной работе, историк Олег Турий.
11–13 октября в Новосибирске состоялась ежегодная встреча греко-католических священников России с участием ординария греко-католиков на территории Российской Федерации епископа Иосифа Верта, а также 12 священников и 6 монахинь восточного обряда (из них двое из Казахстана). Главным докладчиком на встрече был проректор УКУ по научной работе, историк Олег Турий.
«Мы говорили об идентичности греко-католиков и современном экуменизме. Ведь Греко-Католическая Церковь имеет обязанность свидетельствовать о христианском единстве. Это вытекает из ее идентичности, поскольку она является восточной Церковью в единстве с христианским Западом и одновременно католической Церковью, действующей в восточной традиции. Поэтому Греко-Католическая Церковь призвана открывать это богатство общения», – считает Олег Турий.
Осознание такой миссии, по мнению историка, очень важно для священников, работающих в России. Потому что общины греко-католиков не многочисленные, а многие люди нуждаются пастырской опеке: «Греко-католикам в России трудно. Формально их сообщества не зарегистрированы, они находятся под юрисдикцией Римско-Католической Церкви, но служат в восточном обряде. Епископ Иосиф Верт настаивает на необходимости создания отдельной структуры для греко-католиков, а точнее – восстановления экзархата, который существовал в России во времена Митрополита Андрея (Шептицкого) и возглавлялся блаженным Леонидом Федоровым. Поэтому внешние трудности не должны вызывать изоляцию греко-католиков», – отмечает проректор УКУ.
Такие ежегодные встречи греко-католических священников в России – повод для общения и обмена опытом. Секретарь ординария католиков византийского обряда в Российской Федерации, координатор греко-католических общин Преображенской епархии отец Андрей Старцев говорит: «Встречи греко-католического духовенства и монашества проводим раз в год. Мы приглашаем экспертов для обсуждения различных исторических, канонических, литургических, богословских вопросов. Так получаем интеллектуальное воодушевление. Мы также обсуждаем и наши насущные пастырские, юридическо-правовые проблемы и т. д.».
Добавим, что Украинский католический университет уже несколько лет подряд включается в проведение встреч греко-католических священников в Российской Федерации. Докладчиками на них были бывший декан гуманитарного факультета УКУ о. д-р Юрий Аввакумов и преподаватель УКУ, д-р литургического богословия Василий Рудейко.
Справка
До притеснения Унии на территории России царским правительством в 1839 г. в России было немало греко-католических общин. После насильственного присоединения «униатов» к Русской Православной Церкви многие духовные и светские лица были сосланы в различные регионы Российской Империи. К концу XIX века среди российских мирян и духовенства возникает движение за единение с Римом. А вскоре создаются и небольшие общины русских православных в единстве с Римом (греко-католиков).
Это движение русских за церковное единение поддержал Митрополит Андрей (Шептицкий). В 1917 году Митрополит совместно с отцом Леонидом Федоровым в Петрограде провел Собор русских греко-католиков, на котором было провозглашено образование Русского экзархата греко-католической церкви, который возглавил отец Леонид.
В 1917 г. на территории России насчитывалось около двух тысяч верующих и более десяти священников Русской Греко-Католической Церкви. Существовали женские монашеские общины в Москве и Петрограде, были основаны приходы.
Во времена гонений в советской России были уничтожены все приходы русских греко-католиков. В 1935 г. умер экзарх Леонид Федоров. На его место в 1939 году назначили студитского иеромонаха о. Климентия Шептицкого, который впоследствии погиб в советской тюрьме в начале 1950-х годов.
ucu.edu.ua/news/5492/
«Мы говорили об идентичности греко-католиков и современном экуменизме. Ведь Греко-Католическая Церковь имеет обязанность свидетельствовать о христианском единстве. Это вытекает из ее идентичности, поскольку она является восточной Церковью в единстве с христианским Западом и одновременно католической Церковью, действующей в восточной традиции. Поэтому Греко-Католическая Церковь призвана открывать это богатство общения», – считает Олег Турий.
Осознание такой миссии, по мнению историка, очень важно для священников, работающих в России. Потому что общины греко-католиков не многочисленные, а многие люди нуждаются пастырской опеке: «Греко-католикам в России трудно. Формально их сообщества не зарегистрированы, они находятся под юрисдикцией Римско-Католической Церкви, но служат в восточном обряде. Епископ Иосиф Верт настаивает на необходимости создания отдельной структуры для греко-католиков, а точнее – восстановления экзархата, который существовал в России во времена Митрополита Андрея (Шептицкого) и возглавлялся блаженным Леонидом Федоровым. Поэтому внешние трудности не должны вызывать изоляцию греко-католиков», – отмечает проректор УКУ.
Такие ежегодные встречи греко-католических священников в России – повод для общения и обмена опытом. Секретарь ординария католиков византийского обряда в Российской Федерации, координатор греко-католических общин Преображенской епархии отец Андрей Старцев говорит: «Встречи греко-католического духовенства и монашества проводим раз в год. Мы приглашаем экспертов для обсуждения различных исторических, канонических, литургических, богословских вопросов. Так получаем интеллектуальное воодушевление. Мы также обсуждаем и наши насущные пастырские, юридическо-правовые проблемы и т. д.».
Добавим, что Украинский католический университет уже несколько лет подряд включается в проведение встреч греко-католических священников в Российской Федерации. Докладчиками на них были бывший декан гуманитарного факультета УКУ о. д-р Юрий Аввакумов и преподаватель УКУ, д-р литургического богословия Василий Рудейко.
Справка
До притеснения Унии на территории России царским правительством в 1839 г. в России было немало греко-католических общин. После насильственного присоединения «униатов» к Русской Православной Церкви многие духовные и светские лица были сосланы в различные регионы Российской Империи. К концу XIX века среди российских мирян и духовенства возникает движение за единение с Римом. А вскоре создаются и небольшие общины русских православных в единстве с Римом (греко-католиков).
Это движение русских за церковное единение поддержал Митрополит Андрей (Шептицкий). В 1917 году Митрополит совместно с отцом Леонидом Федоровым в Петрограде провел Собор русских греко-католиков, на котором было провозглашено образование Русского экзархата греко-католической церкви, который возглавил отец Леонид.
В 1917 г. на территории России насчитывалось около двух тысяч верующих и более десяти священников Русской Греко-Католической Церкви. Существовали женские монашеские общины в Москве и Петрограде, были основаны приходы.
Во времена гонений в советской России были уничтожены все приходы русских греко-католиков. В 1935 г. умер экзарх Леонид Федоров. На его место в 1939 году назначили студитского иеромонаха о. Климентия Шептицкого, который впоследствии погиб в советской тюрьме в начале 1950-х годов.
ucu.edu.ua/news/5492/
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
- Папа Франциск: «После возвращения из Канады, возможно, поеду в Украину»04 июля
- Владыка Кеннет Новакивский назначен апостольским визитатором для украинцев – греко-католиков в Ирландии04 июля
- 7–15 июля в Польше будет проходить Синод епископов УГКЦ 2022 года04 июля
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»04 июля
- Владыка Богдан Дзюрах возглавил паломничество украинцев в Германии к блаженной Эдигне04 июля

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
-
Глава УГКЦ у 131-й день війни: «Прийняття лихої думки рівносильне поразці та капітуляції в боротьбі»
-
Глава УГКЦ: «Окупант дивиться на нас темним оком мамони, про яке ще наш Кобзар писав»
-
Глава УГКЦ у 130-й день війни: «У свято Матері Божої Неустанної Помочі поручаємо Її помочі і захисту наших моряків військово-морського флоту»
-
Глава УГКЦ у 129-й день війни: «У цій гібридній війні ми, як християни, маємо обов’язок: не вступати у діалог зі спокусником, а свідчити правду»
-
Глава УГКЦ у 128-й день війни: «Щоденні злочини проти людяності – це втілення злочинних намірів російського агресора. Як протистояти?»
-
Глава УГКЦ: «Війна показала, хто який християнин і хто який політик в Україні»
-
«Кожний робочий день лікарні починається з молитви в каплиці»: як служить медичний капелан у Новояворівській лікарні на Львівщині
-
Глава УГКЦ у 127-й день війни: «Не можемо сказати: "Я не хочу боротися", – бо це означає віддати себе в руки зла і програти»
-
Глава УГКЦ у 126-й день війни: «Нехай Дух Святий дозволить нам завдяки поміркованості бути добрими, мудрими господарями на рідній землі»
-
Глава УГКЦ у 125-й день війни: «На обличчях захисників України споглядаємо Христову лагідність, які стали покірними аж до смерті»
-
У Торонто відбувся чин інтронізації владики Браяна Байди – єпарха Торонто і Східної Канади
-
Глава УГКЦ у 124-й день війни: «Ворог заперечує наше право на існування, але Бог підготував для нас особливу місію в сучасному світі»
-
Блаженніший Святослав: «Війна – найбільша дурість, яку людина може здійснити, і найбільший злочин проти Бога»
-
«Зупинімо війну разом!» – Глава УГКЦ до сердець мільйонів людей у всьому світі у 123-й день війни
-
Папа Франциск: «Не забуваймо про народ України, де не припиняються бомбардування»