Размышления Восточных Католических Церквей над новой евангелизацией

четверг, 10 ноября 2011, 15:44
С 3 по 6 ноября 2011 года в г. Орадя (Румыния) проходила 14-я Встреча восточных католических епископов Европы. Ежегодная встреча на этот раз собрала около 70 участников, среди которых были епископы и эксперты, прибывшие по приглашению Правящего епископа Орадя-Маре Виржиля Берча. Тема нынешнего собрания – вклад Восточных Католических Церквей в новую евангелизацию. Это стало моментом совместного распознавания, выяснения стимулов, чтобы проповедовать Христа в современном общественно-культурном контексте. Результаты трудов станут частью отчета, который представят в Секретариат Синода Епископов Католической Церкви в рамках подготовки к 13-й Всеобщей ассамблее Синода Епископов (Рим, 7–28 октября 2012 года).
С 3 по 6 ноября 2011 года в г. Орадя (Румыния) проходила 14-я Встреча восточных католических епископов Европы. Ежегодная встреча на этот раз собрала около 70 участников, среди которых были епископы и эксперты, прибывшие по приглашению Правящего епископа Орадя-Маре Виржиля Берча.
Тема нынешнего собрания – вклад Восточных Католических Церквей в новую евангелизацию. Это стало моментом совместного распознавания, выяснения стимулов, чтобы проповедовать Христа в современном общественно-культурном контексте. Результаты трудов станут частью отчета, который представят в Секретариат Синода Епископов Католической Церкви в рамках подготовки к 13-й Всеобщей ассамблее Синода Епископов (Рим, 7–28 октября 2012 года).
Во встрече также приняли участие епископы латинского обряда Румынской Епископской Конференции, которые выразили благодарность Святейшему Отцу за его инициативу представить для общего Апостольства молитвы Восточные Церкви, «чтобы их славная традиция была известной и уважаемой как духовное богатство всей Церкви».
Открывая заседание, кардинал Петер Эрдо, председатель Совета епископских конференций Европы (ССЕЕ), континентального епископского тела, под сенью которого происходила встреча, подчеркнул важность встреч восточных католических епископов и еще раз подтвердил, что новая евангелизация – это случай, благодаря которому «все мы призваны разбудить веру и строить христианские общины, глубоко укоренившиеся в Господе и сильные в миссионерском энтузиазме».
Со своей стороны, Глава Синода Епископов Румынской Греко-Католической Церкви, Блаженнейший Лучиан Мурешан, Верховный Архиепископ Фагараса и Люлии для румын, в контексте встречи рассказал, как 20 лет после падения тоталитарных режимов «Восточные Католические Церкви действуют в обществах, испытывающих быстрые перемены, в которых секуляризация, эмиграция и релятивизм изменили парадигмы и способы не только церковной принадлежности и религиозной практики, но даже передачи и проповеди Евангелия».
Восточные Католические Церкви разделяют общую историю, полную маргинализации, страданий и мученичества, особенно под тоталитарными режимами, в период господства которых они были запрещены и уничтожены юридически. «Нет другой Церкви в Румынии, которая могла бы называться «Церковью мучеников», за исключением Греко-Католической Церкви», – подчеркнул Владыка Франческо Хавьер Лозано, Апостольский нунций в Румынии и Республике Молдова.
Эта тема сохранения веры ценой жизни позже часто упоминалась разными политическими деятелями региона и города Орадя, которые обратили внимание на роль Греко-католической Церкви в Румынии, и в частности епархии Орадя в деле восстановления общественно-морального состояния населения, являясь образцом, знаком надежды и поддержки для многих. В ходе встречи участники посетили места, свидетельствующие о широкой благотворительной деятельности обеих местных Католических Церквей.
В своем приветственном слове д-р Адриан Лемени, Секретарь по делам религий при румынском правительстве, поддержал инициативу и поощрил Церковь за работу по защите в Европе ценностей, носителем которых является христианство.

Новая евангелизация и Восточные Католические Церкви
В вопросе новой евангелизации в центре внимания рабочих заседаний были два направления размышлений. С одной стороны, тот факт, что Восточные Католические Церкви в Европе должны внести свой специфический и уникальный вклад во всю Католическую Церковь и в процесс новой евангелизации, который уже идет. Кроме того, обращалось внимание, что и они должны осознавать вызовы, которые ставит современный мир перед миссией Церкви. Кризис, в котором находится мир сегодня, имеет по своей сути антропологический характер и является отчасти плодом секуляризации, приведшей к неоправданной маргинализации Бога как в публичной, так и в частной сфере людей, вызывая тем самым большую дезориентацию в собственной идентичности, в результате чего современный человек часто бывает не способен оправдать самого себя и направление своего бытия. Эти проблемы затронули и Восточные Католические Церкви, и после динамизма, наступившего вследствие полученной около 20 лет назад свободы, испытывают на себе проблемы, вызванные глобальными явлениями, в частности, и касающиеся многих их верующих-эмигрантов, ставя таким образом перед Церквами единственные в своем роде пастырские вопросы, которые требуют соответствующих и оригинальных решений.
В своем выступлении Владыка Сальваторе Физикелла, глава Папского совета по делам новой евангелизации, обратил внимание на некоторые задачи, касающиеся новой евангелизации: укрепить чувство принадлежности, на которой базируется сильная идентичность; лелеять язык и особенно красоту, литургию, но также катехизацию и постоянное обучение (формацию). Кроме этого, перед лицом разнообразных форм эгоизма, которые сегодня выглядят доминирующими, новая евангелизация должна утверждать солидарность и щедрость, другими словами – любовь, посредством которой можно выразить любовь Бога ко всем людям.
Новая евангелизация осуществляется не только словами, но и видимыми знакоами, способными сделать видимой и осязаемой присутствие и миссию Церкви в истории. Пример такого динамизма и передачи христианского послания предоставил о. Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета, который представил участникам очень интересный проект сооружения нового католического университета. Базовой идеей при этом является создание богословского центра, где богословие будет воплощено в архитектуре, где духовность станет образом жизни в сообществе, а евангелизация – происходить как паломничество.
Со своей стороны, отец-иезуит Марк Рупник, художник мировой славы и директор Centro Aletti, показал вклад византийского искусства в контекст новой евангелизации. По мнению словенского художника, очень важно понять действительность, в которую внедряется искусство, и задачу, которую оно должно выполнить. К сожалению, «искусство эмигрировало из храма во дворцы, а из них – в галереи; оно больше не набожно, а лишь вызывает восхищение художником. В то же время, оно потеряло свою функцию символа, выдвигая на первый план идею концепции, которая не имеет никакой связи с ежедневной жизнью». По мнению докладчика, искусство должно передавать веру, жизнь, любовь. Впрочем, то, что произошло с искусством, отражает то, что случилось с христианином, который больше не способен жить в ежедневной жизни своим Крещением, своим бытием возрожденного дитя Божия, показать, как Бог живет человеческой жизнью и что значит жить как искупленный человек.
Проф. Чезаре Альцати, доцент Католического университета Sacro Cuore Милана, в свете истории и природы Восточных Католических Церквей, выделил некоторые аспекты, которые могли бы стать стимулом для целого христианского мира. Прежде всего, преодолевать конфессиональные границы, не теряя собственной идентичности, но открываясь к диалогу с другими конфессиями, которые борются с такими же проблемами секуляризации, то есть отделением сверхъестественного от настоящей жизни.
Одним из важнейших аспектов является Литургия Восточных Католических Церквей. В этом смысле «неизбежным моментом новой евангелизации Европы должно быть подтверждение центрального места таинственного опыта, в котором человеку дана возможность пережить в истории встречу с Богом». Таким образом, свидетельство веры тоже имеет своим исходным пунктом «культовую дидактику», из которой следует «подробная антропология, которая по своей природе является религиозной и укоренившейся в таинстве Христа». Она рождается из живого опыта богопочитания и несет в себе точный способ бытия христианином в истории, а именно – быть свидетелем таинства.
В ситуации растущего секуляризма и консумизма в среде Восточной Европы задача Церкви, по мнению Владыки Цирила Василя, Секретаря Конгрегации для Восточных Церквей, – предлагать светскому обществу, с целью преодоления сокрушительных последствий дикого капитализма, опыт социального учения Церкви «как лекарство на вредные последствия рыночной экономики». Помня, как много верующих Восточных Католических Церквей эмигрировало под влиянием экономических причин, следует пересмотреть их пастырство в миссионерском ключе и в свете актуального общественного контекста. Ведь контакты пастыря с верующими-эмигрантами не должны «ограничиваться лишь служением божественного культа», но должны принимать во внимание и условия их жизни. Важно, чтобы верующие не чувствовали себя брошенными своей Церковью.
Другая проблема относится к «практическому атеизму», который все больше распространяется. Человек, которому Церковь призвана нести евангельскую Благовесть, в основном не осведомлен в религиозных вопросах и у него нет прочной культурной опоры. Вот и стоит вопрос, как заинтересовать его делами, которые превысят его ограниченный материальный и утилитарный горизонт? Подобно другим докладчикам, и Секретарь ватиканской Конгрегации подчеркнул поиски человеком радости, красоты, украшения и торжества. Именно эта «глубокая мистика красоты наших литургических богослужений может стать толчком к глубоким поискам правды».
В заключение встречи, проф. Александру Бузалич, доцент богословия в Университете Клуж-Напока, остановился на мирянских движениях в Восточных Католических Церквах. Они не новы, но в течение темных лет коммунизма эти движения подверглись той же участи, что и их пастыри. Зато сегодня, вместе с возрождением древних сообществ, таких как например ASTRU (местное католическое мирянское движение), возникли новые церковные ассоциации мирян. Все они пытаются активно войти в сферу пастырства, конкретно дополняя на многих участках, особенно в катехизации и диаконии, деятельность духовенства.
Работа встречи проходила в атмосфере сердечности и дружбы и была обогащена моментами молитвы и ежедневного служения Божественной Литургии с местными греко-католическими и римско-католическими общинами. Божественная Литургия, которую служили очень бережно и в присутствии большого количества верующих, позволила, чтобы слова, какими обменивались участники Встречи, становились выражением живого опыта. Особенно ценным стало участие во Встрече и вклад в работу участников епископов латинского обряда Румынской епископской конференции, а также гостеприимство местного латинского епископа преосв. вл. Бошко Ласло.
Встреча 2012 года пройдет в Загребе 8–11 ноября, по случаю 400-летия унии Хорватской Католической Церкви византийского обряда с Римом, по приглашению Владыки Николы Кекича, Епарха Крыживецкого.
Как мы сообщали ранее, в нынешней встрече приняли участие четырнадцать епископов УГКЦ.

Пресс-служба Совета епископских конференций Европы (ССЕЕ)
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next