«Религиозное возрождение в Украине – возможность диалога между учёными и церковной средой», – историк

вторник, 19 июня 2012, 15:47
В бывшей столице УГКЦ состоялась научная конференция о роли и месте г. Радомышль в истории украинской Церкви. «Мы действительно наблюдаем уникальную традицию, которая создавалась и формировалась в Радомышле. Именно в XVIII в., Церковь была не просто потребителем культуры, она сама её создавала. Радомышль, как двор киевских митрополитов, задавал тон формированию новых культурных и социальных категорий общества».

В бывшей столице УГКЦ состоялась научная конференция о роли и месте г. Радомышль в истории украинской Церкви. «Мы действительно наблюдаем уникальную традицию, которая создавалась и формировалась в Радомышле. Именно в XVIII в., Церковь была не просто потребителем культуры, она сама её создавала. Радомышль, как двор киевских митрополитов, задавал тон формированию новых культурных и социальных категорий общества».
Такое мнение высказал историк, декан гуманитарного факультета УКУ д-р Игорь Скочиляс во время Всеукраинской научно-практической конференции «Радомышль в истории Украинской Церкви в 1682–1840 гг.».

Институт епархиальных соборов, по словам историка, открывает интересные особенности формирования категорий культуры, социальных практик, партикулярного права Киевской митрополии.
XVIII в. стал золотым веком Унии, в частности Киевской униатской митрополии. Вместе с большой митрополией святовладимирового крещения золотой век возрождения переживал и город Радомышль – постоянная резиденция предстоятеля Униатской Церкви с 1747 года. Здесь процветала культурная жизнь, в город приезжало духовенство, деятели культуры, украинские шляхтичи, которые спешили к Святотроицкой церкви.
Именно церковь Святой Троицы была резиденцией, кафедральным собором киевских митрополитов в Радомышле. «Одновременно в городе строили новый кафедральный собор. Однако судьба обоих святынь была трагической. В конце XIX ст. Святотроицкая церковь обветшала – храм перестраивали и реконструировали, однако он не сохранился. Руины другого, недостроенного митрополичьего собора, вероятно, разобрали в 1920-е годы», – рассказал декан исторического факультета Дрогобычского государственного педагогического университета им. И. Франко Леонид Тимошенко.
Историк Игорь Скочиляс считает, что события, которые происходили в митрополичьих палатах и знаменитой Святотроицкий церкви, – это один из аспектов культурной, религиозной и социальной жизни города, они также раскрывают один из феноменов Восточной Церкви – соборование (собрание или съезд духовенства, возглавляемые правящим архиереем).
Доктор исторических наук отметил, что Радомышль на протяжении второй половины XVIII в. стал центром своеобразного украинского парламентаризма на Правобережной Украине. Здесь также формировалось партикулярное право Восточной Церкви, в частности, Киевской митрополии. Киевская Церковь православной униатской юрисдикции стала для украинцев своеобразным публичным форумом. «Таким институтом, в частности, в течение XVI–XVIII вв., был институт митрополичьих и епархиальных соборов. Решения, принятые в митрополичьих палатах, развивали украинскую культуру и социальную жизнь и распространялись на территорию Украины, Литвы, часть российских и белорусских земель», – отметил декан гуманитарного факультета УКУ.
Кандидат исторических наук, студент Киевской Трёхсвятительской семинарии (УГКЦ) Тарас Пшеничный в докладе об униатской семинарии в Радомышле (построенной в 1778 году при митрополичьих палатах), в частности, отметил: «Униатская семинария призвана была возродить новое поколение священников на Правобережной Украине. В 1795 году, когда кардинально изменилась политическая карта Восточной Европы, Россия ликвидировала митрополию в г. Радомышле. Через 215 лет, в 2010 году, своим декретом Глава УГКЦ Блаженнейший Любомир (Гузар) провозгласил открытие греко-католической семинарии в с. Княжичи под Киевом, которая продолжает линию деятельности униатских епископов, начатую в XVIII в.».
Историки констатируют, своё развитие Радомышль получил благодаря тому, что был митрополичьей резиденцией. По свидетельству источников, большинство церквей возле Радомишля заложили, построили, перестроили или восстановили в период существования униатской митрополии. Здесь действовали консистория, руководящий, административный и судебные органы, в городе проводили униатские церковные собрания, синоды, на которые съезжались сотни делегаций из всех епархий, здесь рукополагали в епископы и священники. Все эти факторы способствовали культурному, политическому и экономическому возрождению города.
«Сегодня уникальная ситуация, когда мы наблюдаем очень динамичное (хотя и с определёнными проблемами) религиозное возрождение Украины, в котором принимают участие традиционные христианские Церкви – православные, римско-католическая и греко-католическая, – подытоживает Игорь Скочиляс. – Это создает возможность для диалога между учёными и церковной средой, сохраняет научную свободу».
Такой диалог, по словам историка, призван сформировать целостное видение христианской культуры, которая существовала в упомянутых выше Церквах. «Это также вопрос мышления категориями единства киевохристианской традиции, носителями которой мы являемся. Без изучения документов Церкви определенной конфессии мы не получим целостной исторической картины», – отметил Игорь Скочиляс.
Как итог, участники конференции приняли резолюцию. Они задекларировали продолжать исследования, призывать научные, культурно-религиозные институты к более тесному сотрудничеству для координации работы учёных. Также для надлежащего сохранения, популяризации духовного наследия участники конференции решили обратиться к исполнительным и представительным органам власти с просьбой предоставить разрешение общине УГКЦ создать мемориальный и туристический комплекс в г. Радомышле и восстановить часовню возле бывшего Святотроицкого собора.

ФОТОрепортаж и подпись к фото на сайте УКУ

Пресс-служба УКУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next