«Сегодня Украина защищает европейские ценности, но Запад этого не понимает», – Блаженнейший Святослав для итальянского издания «Il Foglio»

пятница, 05 апреля 2019, 15:08
Недавно в воскресной итальянский газете «Il Foglio» было опубликовано интервью с Блаженнейшим Святославом. В разговоре с журналистом Маттео Матцуцци Глава УГКЦ рассказал о современной ситуации в Украине, предложил читателям издания посмотреть на события в Украине «не как на проблему Европы, а наоборот – как на решение многих проблем общеевропейского значения», а также рассказал, как христианская вера помогает украинцам преодолевать различные испытания.

Подаём перевод интервью с итальянского языка.

– Если бы вам пришлось ставить диагноз состоянию здоровья нынешней Украины, каким бы он был? Как чувствует себя ваша страна?

– Моя страна, мой народ – глубоко израненные. На нашем теле ещё раны коммунизма, советского прошлого и сталинского тоталитаризма, ведь раны Второй мировой войны, не были излечены в послевоенный период. Воинственный дух советской власти, желание доминировать в других странах остались, и украинский народ попал в рабство этого советского милитаризма. Причинённые коммунистическим тоталитаризмом раны не прекращали кровоточить со времён Второй мировой войны, а сегодня разбередились из-за российской агрессии. Согласно официальным данным, за пять лет российской агрессии на Востоке Украины были убиты более 10 000 человек, тысячи пропали без вести; есть миллионы беженцев и вынужденно переселённых. Мы получили десятки тысяч физически раненых, но вся страна страдает от психологической раны. Мы на своём примере убедились, что война влияет не только на тело, но и на душу человека – из-за психологической травмы общество переживает посттравматический синдром. Эти раны нанесли украинцам большую боль, которая усиливается и проявляется по-разному: с одной стороны, люди требуют внимания, слушания, помощи и солидарности; с другой – мы видим большое желание к обращению, потому что исцелить раны может только милосердие и любовь Бога. Среди этих страданий люди задают себе важные вопросы: Бог с нами или Бог забыл о нас? Стоит ли идти путем освобождения? Свобода – это благословение или проклятие? Стоит ли быть свободными или лучше идти на компромисс, обменивая свободу на мирное рабское существование? На такие же вопросы можно встретить на страницах Священного Писания об освобождении богоизбранного народа из египетского рабства. Именно поэтому, как говорит Папа Франциск, Церковь в Украине стала настоящим полевым госпиталем, ибо только в Церкви люди надеются получить ответы на эти фундаментальные вопросы, а также надеются увидеть подлинное свидетельство солидарности, моральные и духовные ориентиры на пути исцеления ран, нанесенных войной.

Среди этих страданий люди задают себе важные вопросы: Бог с нами или Бог забыл о нас? Стоит ли идти путем освобождения? Свобода – это благословение или проклятие? Стоит ли быть свободными или лучше идти на компромисс, обменивая свободу на мирное рабское существование

– Вы неоднократно говорили, что в Европе идёт война: это сильные слова, потому что мы здесь, на Западе, этого не осознаём. К тому же, исторически Украина является частью Европы и вовсе не ограничивается границами Европейского Союза. Что значит для украинского народа переживать войну и понимать, что Европу, похоже, не особо волнует её будущее?

– Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что Украина – это европейская страна, и не только с географической точки зрения. Речь идёт о Восточной Европе, но всё же о Европе. С историко-культурной точки зрения, украинский народ в своей истории рос в контексте европейской культуры, на перекрёстке двух её проявлений – византийского и западно-латинского. Эта встреча обогащала культуру нашего народа, который всегда чувствовал себя членом большой семьи европейских народов – как с точки зрения создания законодательства, развития искусства, формирование философско-богословской мысли, так и в отношении к государству, обществу и общественному благу. Но более всего это касается понимания свободы как важнейшей ценности – украинский народ ощущает себя свободным народом свободных людей. Это внимание к свободе человеческой личности, к человеческому сердцу является частью европейской культуры, и украинский народ действительно глубоко чувствовал её в течение всей своей истории.

Когда мы говорим о войне в Украине, то речь идёт о войне в Европе, ведь всё то, что происходит сегодня в Европе, имеет глобальные последствия. Некоторые историки называют Украину «восточными воротами Европы»: если в эти ворота врываются агрессоры, то неизбежным будет нападение на всю Европу. Возможно, сейчас западноевропейские страны не воспринимают эту ситуацию как агрессию с военной точки зрения, но не могут не видеть агрессии с точки зрения информационной, потому что сегодня мы говорим о гибридной войне.

Кроме того, ведётся война с помощью экономического оружия: Европа становится всё более зависимой от российской нефти и российского газа. Покупая их в России по особым ценам, она не только превращает свои деньги в оружие, которое атакует Европейский континент, а вызывает этими деньгами большую политическую коррупцию в Европе. Поэтому мы должны учитывать, что сегодня война изменила своё лица. Война – зло, которое влияет на сердце, ум, тело, но, прежде всего, на способность человека быть аутентично свободным и сотрудничать со своим ближним для общего блага. И это большая трагедия. Поэтому сегодня Украина действительно является страной, которая защищает Европу, защищает аутентичные европейские ценности, а потому не нужно смотреть на неё как на проблему для Европы. Наоборот, на современном этапе в Украине решаются важные проблемы общеевропейского значения, будущего Европы. Всё то, что мы сейчас переживаем в Украине и пытаемся решить, в своё время станет богатством всей Европы. Я верю в Украину и верю в Европу. Приглашаю европейцев посетить нашу страну и увидеть, как мы отстаиваем и уважаем европейские ценности, достоинство человеческой личности, общее благо, солидарность и субсидиарность украинского народа, который своей кровью защищает Родину, а затем защищает Европу. Иногда нам больно, что Западная Европа так легко забывает о нас. Нам нужна ваша солидарность, ваша забота и ваши размышления о будущем нашего европейского континента, но, к сожалению, в этих размышлениях Украина не всегда присутствует. Нам нужна ваше сотрудничество, потому что мы многим с вами можем поделиться, чтобы вместе быть сильнее и надеяться на развитую, братскую Европу, мирную жизнь и процветание в ней.

Некоторые историки называют Украину «восточными воротами Европы»: если в эти ворота врываются агрессоры, то неизбежным будет нападение на всю Европу.

– В разных обстоятельствах вы утверждали, что именно благодаря вере в Христа украинский народ снова открыл для себя своё достоинство, и это дало ему силы противостоять преследованиям со стороны советского атеизма. Сегодня вера также помогает украинскому народу противостоять российской агрессии?

– Ваш вопрос освещает главную тему: что является основой достоинства человеческой личности и фундаментом каждого справедливого человеческого общества? Ответ заключается в следующем. Достоинство личности не зависит от статуса, а следует из человеческого уважения, не от законодательства государства, а даровано ему Творцом. Бог создал нас по своему образу и подобию. Более того, Он стал человеком, принял человеческую природу и таким образом обнаружил, что мы Божьи сыновья и дочери. Именно осознание этого внутреннего высокого достоинства является основой для понимания того, кем мы являемся. Помню слова папы-эмерита Бенедикта, который сказал, что именно открытие собственного достоинства уже есть революцией. Это именно то, что произошло в Украине в 2014 году, во время Революции достоинства, когда наш народ, независимо от этнического или религиозного происхождения или политической ориентации, понял, что без уважения к человеческой жизни не существует справедливого общества, в котором можно полноценно жить. Поэтому наша христианская вера не только помогает нам построить лучшую страну, общий дом, в котором каждого человека будут по-настоящему уважать в его онтологическом достоинстве, если так можно сказать, но и даёт нам силу выстоять. Ведь теперь все граждане Украины, даже те, кто говорит по-русски, выступают против российской агрессии, даже ценой собственной жизни. Они понимают, что защищают не только Украину как государство, как политическую сущность, но и защищают собственное достоинство и достоинство своих детей. Это делает нас сильными, помогает нам двигаться вперёд и быть свидетелями достоинства человеческой личности; именно это достоинство является краеугольным камнем каждого европейского общества, ибо оно является неотъемлемой европейской ценностью. Хочу сказать ещё больше: если теперь в западных демократиях эта ценность не будет восстановлена, если человеческая жизнь не станет самой высокой стоимостью и экономические интересы будут преобладать над достоинством человеческой личности, это будет поражением любой демократии. Поэтому я могу утверждать, что сегодня Украина защищает Европу не только с географической точки зрения, но и с точки зрения фундаментальных ценностей.

Ведь теперь все граждане Украины, даже те, кто говорит по-русски, выступают против российской агрессии, даже ценой собственной жизни.

– Украина стала также местом эпохального столкновения, в которое вовлечены два больших полюса православия – Москва и Константинополь. Глядя со стороны, это лишь религиозная или политическая игра? Может ли это противостояние настроить украинцев, принадлежащих к различным Церквам, друг против друга?

– В последние месяцы мы наблюдали, как два больших центра восточного христианства, Москва и Константинополь, дискутируют об Украине. Но если попытаемся подробнее проанализировать, о чём идёт речь, то увидим, что здесь столкнулись два разных видения Церкви и её роли в обществе и мире. К сожалению, Русская Православная Церковь стала орудием российской имперской войны, которая ведётся в Украине. Мы искренне надеемся, что эта война будет последней в современном мире, а старые империи не будут пользоваться войной для возвращения своих прежних колоний, ставших новыми, современными странами. Поэтому в присутствии Русской Православной Церкви в Украине даже сами православные видят присутствие агрессора. Зато Константинопольская Церковь считает себя Церковью-матерью украинского христианства, и её интерес к Украине имеет не политический или экономический характер, а является материнским попечением о своих детях. В течение 25 лет в Украине существовала большая группа православных, которые в православной среде сначала считались «неканоническими», и велись дискуссии о возможности их спасения. Патриарх Варфоломей дал ответ на этот вопрос – он открыл небесные двери миллионам украинцев. Такой подход Константинополя, на мой взгляд, прежде всего, пастырский. Когда Константинопольский Патриарх показал материнское лицо Церкви, озабоченной болью и ранами украинских православных, раненные войной люди действительно увидели в этом свет благодати Господней. Поэтому на украинской территории не только ведётся спор между двумя зарубежными религиозными центрами, то есть дипломатическая или политическая игра, но, по моему мнению, решается будущее самой Православной Церкви. Думаю, что эта дискуссия поможет всем вновь открыть то, чем является Церковь: это чисто политическая сущность, или Тело Христово, страдающее от ран своих членов... По моему мнению, это также борьба за свободу самой Церкви, её право быть собой и выполнять пастырскую и пророческую миссию в современном мире.

Константинопольская Церковь считает себя Церковью-матерью украинского христианства, и её интерес к Украине имеет не политический или экономический характер, а является материнским попечением о своих детях.

– Сегодня в Католической Церкви много говорится о периферии. Мы можем сказать, что Европа является периферией веры, где секуляризм набирает свои обороты?

– Думаю, сегодня понятие периферии не только географическое. Значение центра и периферии зависит от того, что мы ставим в сердцевину нашей жизни. Если человек в центр своей жизни ставит только материальные блага, то даже живя на периферии, он становится секуляризированным, поскольку его горизонт закрывается на грани этого мира. Но если человек в центре своей жизни ставит Христа, человеческую личность, с её вечными стремлениями и трансцендентностью, то открывает для себя, что жизнь выходит за пределы видимого мира, а затем она открывается в трансцендентности и перспективе веры. Поэтому каждый человек, независимо от того, на каком континенте проживает, должен сделать свой выбор и решить, кто или что является центром его жизни. Могу утверждать, что в современном украинском обществе люди ставят Бога и человека в центре своей жизни. В эти времена суровых испытаний и страданий украинцы хотят быть народом веры, понимая, что только тогда мы сможем противостоять любому злу этого мира.

– Ваша последняя книга "Скажи мне правду" – это попытка ответить на вопрос, что такое истина. Цитирую фразу из книги "Жизнь и судьба": истина одна, а не две. Трудно жить без истины или жить только её крохами, ведь часть истины уже не является истиной. Какие мысли вызывают у вас эти слова?

– Современному человеку очень важно понять, что такое истина! В украинском языке мы имеем два слова для обозначения этого понятия: «правда» и «истина». Слово «Истина» (с большой буквы) означает высшую правду, объективную, интегральную. Этой Истиной есть Христос, Его Личность. Тот, кто открывает для себя Истину, становится свободным. Поэтому Господь говорит: узнайте Истину, и она сделает вас свободными. Но есть и другое слово – «правда», которое может означать субъективную истину, истину личную, созданную каждым человеком по собственному способу мышления, мировоззрения, познания реальности и отношений с миром. Согласно этой «частичной» правде, то, что является истинным для одного человека, не является таковым для другого. Чтобы выйти из этого индивидуализма и осознать, что истинно, а что ложно, люди должны открыться другому человеку, особенно Лицу Другого (с большой буквы), должны жить встречей с Ним. Так мы можем испытать Истину, потому что Истина – это Личность, которую мы встретили и с какой переживаем опыт отношений. Вспомним вопрос Пилата. Иисус говорит ему: "Я пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать Истину". Пилат отвечал ему: "Что есть истина?" И здесь их разговор заканчивается, потому что Истина не является вещью, а Лицом, которое стояло перед ним.

– Какая связь между истиной и свободой?

– Согласно духовному видению восточного богословия, свобода – это не способность выбирать между добром и злом. Действительно свободными мы можем стать только после выбора добра. Вспомним событие, когда избранный народ завершает своё путешествие по пустыне и должен пересечь Иордан. Богоизбранного народ возобновил свой союз с Господом и Богом Израиля: "Я кладу перед тобой два выбора – жизнь и смерть, выбирай жизнь". Свобода выбирает жизнь. Если человек выбирает жизнь, проявляется в истине Слова Божьего, то становится свободным. А выбрав зло, выбирает смерть, становясь рабом зла. Таким образом теряется возможность выбора. Надеюсь, что все мы в своей жизни выберем то, что является хорошим и истинным, потому что только тогда сможем стать действительно свободными.

 

Перевод с итальянского языка Секретариата Главы УГКЦ Риме


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next