«Символ веры»: кем является для нас Бог Отец, в которого веруем?

понедельник, 11 января 2021, 13:21
В 34-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над первым членом «Символа веры»: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Христос рождается!

Приветствую вас, дорогие братья и сёстры, в духовном путешествии, во время которого мы пытаемся открыть для себя главные таинства веры нашей Церкви, которые подаёт нам Божее откровение. В предыдущих размышлениях мы говорили, что есть две важнейшие истины, в которые должен верить каждый христианин. Это – вера в Пресвятую Троицу и в воплощение второго лица Пресвятой Троицы – Сына Божия Иисуса Христа. Мы также говорили, что ранняя Церковь формулировала основные истины своей веры и передавала их в символах веры тем, кто приступал к Святому Таинству Крещения.

Сегодня я приглашаю вас поразмышлять над первым членом «Символа веры», который был в крещальных символах всех поместных Церквей от начала христианства. Он является первым и самым важным. Я думаю, вы все его знаете. В контексте Никео-Константинопольского «Символа веры» мы исповедуем: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого».

Иногда мы быстро произносим эту фразу, не слишком над ней задумываясь, поэтому и не углубляемся во всю полноту, во всё богатство того, что доносят до нас эти слова с давних веков – жизнь исповеди, мученичества, страдания, но и радости Христовой Церкви.

Мы верим в Бога, который является нашим Отцом

Мы, как христиане, веруем во единого Бога Отца. Перефразируя слова святого Григория Богослова, можем сказать, что мы верим в единого Бога, потому что имеем единого Бога Отца. Веруем в Бога Отца, который является Источником Пресвятой Троицы; который изначально рождает Сына и дышит Святым Духом, который является безначальным, непостижимым, неописанным, вечным; который является тем, кто в начале создал всё.

Верую во единого Бога Отца. Это что-то особенное, что отличает христиан от сторонников всех вероисповеданий или религий. Ибо только христиане верят в Бога-Отца, который так нас любит, что назвать его можно дорогим словом, которому ребёнок учится в лоне своей семьи. Итак, веруем в Бога, который является для нас Отцом и Источником нашей жизни. Вера в Бога Отца как Источник жизни – это главная примета, которую нам передаёт «Символ веры».

Наш Бог – живой

Мы верим в Бога, который является живым. В отличие от всех других идолов, о которых читаем в различных книгах Священного Писания, Божий народ от начала своей истории и своего общения с Богом говорил о Нём, как о живом Боге, как об Источнике всей жизни. Он единственный, который есть. Вспомним то Богоявление, которое видел Моисей в пустыне в виде пылающего куста – неопалимой купины.

В определённый момент Моисей спрашивает: «Кто Ты, Боже? Как Твоё имя? Потому что когда я вернусь к тем людям, к которым меня посылаешь, они спросят об этом». И тогда Господь говорит: «Я тот, кто есть».

Бог всё держит в своих руках

Поэтому именно в лице Бога Отца мы открываем живого Бога, который является Источником всякой жизни. Можно сказать, что только Он является по-настоящему тем, кто, живёт и существует. Всё остальное черпает свою жизнь и существование из Него. Поэтому мы и говорим, что веруем во единого Бога Отца – Вседержителя. Наш Бог Отец есть Вседержителем, то есть всё держит в своих руках именно потому, что даёт всем возможность быть, существовать. Вера в Бога, Источник жизни является причиной того, почему сегодня христиане так чтят каждую человеческая жизнь.

Бог является Творцом, от которого все происходит

Вера в Бога, который является Источником всякой плодовитости и всякого добра, который умножает жизнь и всё то, что для этой жизни необходимо, есть также главной приметой древней веры в Бога Творца. Поэтому мы и говорим: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого».

Бог Отец – Источник жизни

Наш Бог Отец – Бог единый, настоящий, живой. Он является одновременно источником всякой жизни. Он же Источник лиц Пресвятой Троицы. Рождает Сына и дышит Духом Святым, передавая им полноту своего Божества. Бог Отец является Творцом, который всё творит, Сыном и Духом Святым.

Он – Источник моей жизни. Я могу дышать, существовать именно потому, что Бог Отец меня любит и даёт мне эту жизнь и дыхание. Просыпаясь каждое утро и видя, что Господь Бог дарует мне новый день, жизнь и здоровье, чтобы прожить этот день, я обращаюсь своими мыслями в молитве благодарности к Источнику, к моему любящему Богу Отцу, который есть, который рядом, который со мной, который есть для меня.

Исповедь веры киевского митрополита Илариона

Заглянем в тайну Бога Отца, которого нам явил Иисус Христос. Для этого хочу пригласить вас послушать «Исповедь» нашего киевского митрополита Илариона. Сегодня он может быть для нас голосом веры ранней Киевской Церкви, той радостной веры, какой провозглашалась вера в Бога-Творца, который есть близко, который любит, животворит и является источником нашей надежды.

Митрополит Иларион пишет в своей «Исповеди»: «Верую в единого Бога, в Троице явленного Отца, нерождённого, безначального, бесконечного; Сына же рождённого, но собезначального Отцу и соконечного; и Духа Святого, что от Отца исходит и в Сыне является; в Троицу единосущную, но разделённую на лица; Троицу по имени, но единого Бога». Отец описан как источник вечнотекущий Пресвятой Троицы.

Аминь.

Христос родился! Восславим Его!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«Символ веры»: кем является Сын Божий, в которого веруем? 19 января

В 35-ем выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над вторым членом «Символа веры»: «И...

МЕДИА
Prev Next