Церковный историк объяснил, почему содействие единству христиан – это особая миссия УГКЦ и Киевской Церкви

среды, 28 декабря 2016, 14:18
На самом деле великого церковного раскола в 1054 году не было. Понимание этой даты в качестве времени отсчёта масштабного раскола христианства появилось относительно поздно, в XIX веке, когда стали искать корни различий между византийской и латинской традициями. Тогда же возникали разные даты, от которых вёлся этот раскол. Это был типичный конфликт, которых тогда было много в отношениях между патриархатами.

Сказал историк Олег Турий, проректор УКУ, в эфире программы «Открытая Церковь. Диалоги», рассказывая о том, как Киевская митрополия воспринимала церковный раскол 1054 года.

По словам церковного историка, на Руси этой даты не замечали и отношения с латинянами развивались и в дальнейшем. Зато крестоносцев, которые нанесли большой удар по христианскому единству, разрушив Константинополь в 1204 году, в русских летописях называют «славными рыцарями», «борцами за христианскую веру».

«Русская Церковь, как дочь Константинополя, находясь в достаточно оживленных отношениях с западным миром, словно ребёнок, не могла смириться, что родители между собой поссорились и "не сошлись характерами". Киевская митрополия пробовала апеллировать к тем и другим, – продолжил он. – Митрополия подольше сохраняла осознание неделимости Церкви Христовой и время от времени даже инициировала попытки сочетания, чтобы "родители" примирились».

Как известно, Папа Римский Павел VI и Патриарх Цареградский Афинагор заявили, что «забирают это событие из памяти Церкви, как досадное недоразумение».

По мнению Олега Турия, УГКЦ несёт в себе память о неделимости Церкви: «Это желание было у Церкви Руси, а позже Киевской митрополии». Попытки единения фиксировались и ранее. В частности, здесь стоит вспомнить унию Даниила Галицкого во Львове, когда он искал союзников на Западе, чтобы противостоять монгольскому нашествию. В 1253 году он принял королевскую корону в знак того, что готов признать верховенство Римского первосвященника при сохранении Русской Церковью всех своих особенностей. А вот и другой случай: на I Лионском соборе Западной Церкви (1245 год) присутствовал архиепископ Пётр, временный местоблюститель Киевской митрополии, из-за гибели предыдущего митрополита.

«Это понимание единства позже сознательно лелеяла Киевская Церковь... и это тот фундамент, на котором мы должны строить идентичность УГКЦ и её миссию служения для единства христиан», – добавил историк.

 

Департамент информации УГКЦ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next