«В 2020 году я хотел бы видеть нашу Церковь единым организмом, который существует во всем мире, говорит на разных языках, провозглашает Евангелие в разных странах», – Глава УГКЦ

пятница, 13 мая 2011, 13:36
7 мая 2011 года во время пребывания в Дрогобыче Львовской области, в стенах Дрогобычской духовной семинарии Блаженнейший Святослав, Глава УГКЦ, встретился с журналистами, семинаристами и духовенством. Предстоятель УГКЦ находился здесь по случаю празднования юбилеев Владыки Юлиана (Вороновского), правящего епископа Самборско-Дрогобычской епархии УГКЦ: 75-летия со дня рождения и 25-летия архиерейской хиротонии.
7 мая 2011 года во время пребывания в Дрогобыче Львовской области, в стенах Дрогобычской духовной семинарии Блаженнейший Святослав, Глава УГКЦ, встретился с журналистами, семинаристами и духовенством. Предстоятель УГКЦ находился здесь по случаю празднования юбилеев Владыки Юлиана (Вороновского), правящего епископа Самборско-Дрогобычской епархии УГКЦ: 75-летия со дня рождения и 25-летия архиерейской хиротонии.
Вначале Блаженнейший Святослав поделился воспоминаниями, которые связывают его с семинарией: Как-то так необычно быть в роли главы Церкви в той семинарии, в которую я уже не раз приезжал в других «качествах». Вспоминаю, как много раз мы здесь отмечали праздник братства Введения во храм Пресвятой Богородицы, проводили различные рабочие встречи ректоров семинарий в Украине, разрабатывая стратегию кадровой политики, а именно: как эффективно воспитывать наше духовенство, как нашей Церкви открыть дверь лучших учебных заведений мира, чтобы дети Украины там могли себя проявить. Сегодня я здесь, среди вас, как тот, кто действительно призван говорить, в частности, о важности и необходимости мира, исходящего из нашей Церкви. – Ваше Блаженство, каким будет приоритетный постулат в Вашей душпастырской деятельности на посту Патриарха нашей Церкви?
Мне трудно выделить какой-то один постулат. Вы, возможно, заметили, что первым пастырским посланием, которое я направил нашей Церкви, было послание к молодежи. Хотел бы, независимо от того буду ли молодым или старым, чтобы молодежь в моем служении всегда была приоритетом. Думаю, что сегодня, в частности, наша Церковь молодая, не в ее собственном возрастном цензе, а учитывая молодой возраст духовенства и монашества, которое там служит.
Когда в интервью «5 каналу» я сказал, что, в принципе, это очень естественно – быть молодым христианином, для многих украинцев это стало открытием. Большинство почему-то думает, что в церковь должны ходить только старшие люди. Убежден, что будущее нашей Церкви, которое мы должны уже сейчас строить, будет зависеть от того, насколько глубоко и полно мы сможем внедрить молодое поколение в таинство Церкви, а следовательно передать ей всю ту божественную жизнь, являющуюся на самом деле такой живой струей. Поэтому большим и важным приоритетом всегда будет внимание к молодежи.
Газета «Наш Собор», Киевская архиепархия (КА)
– Планируете ли Вы вводить еще какие-то новые, инновационные методы работы с молодежью?

У меня очень много планов. Как раз позавчера мы встречались с нашими благотворителями, которые помогают осуществлять различные наши проекты. Они спрашивали: «Какова ваша мечта?» Моя мечта – чтобы наши Церкви не просто были переполнены, а чтобы украинцы стали действительно глубокими христианами. Когда речь идет о молодежной политике, то моей мечтой является то, чтобы молодежь чувствовала себя услышанной в каждом нашем приходе и у нее было простор для деятельности в каждой нашей епархии. К определенной методологии такой работы я еще буду присматриваться. В Аргентине я все же многому научился. Там, возможно, нет священника, но есть катехизаторы и группа молодежи, которая в известной степени является фундаментом того прихода, где настоятель, возможно, приезжает только раз в месяц. Интересно, что каждый год мы собирали Конгрессы молодежи, и они сами голосовали, в котором приходе в следующем году состоится собор молодежи. Порой бедные священники не знали, что делать, поскольку приходилось принимать много людей. Однако молодежь хотела ехать туда, потому что они знали, что их присутствие там необходимо. На такие встречи приезжало всегда при меньше 600–700 детей. Для такой епархии, как Аргентина, – это феноменально. Порой в воскресенье до 20 человек приходит на Литургию – и это очень много. Потом я узнавал, что на Конгрессах преобладала молодежь, которая никогда в церковь не ходит. Там у меня как епископа была прекрасная возможность напрямую общаться с молодыми, быть среди них, говорить, использовать подобный формат вопросов-ответов. Посмотрим, приживется ли это в Украине.
Когда мы говорили о молодежном душпастырстве, то, прежде всего, исходили из молодежных движений. Есть такое понимание, что молодежное движение должно прийти в приход и растормошоть там молодежь, однако очень часто молодежные движения до прихода не доходили или оказывались там инородным телом. А вот, скажем, в Аргентине нет молодежного движения, но молодежные Конгрессы исходят снизу, из тех групп молодежи, которые есть при каждом приходе. В прошлом году молодежные движения в приходах пережили тяжелый кризис. Культура не очень способствует молодежи. Мы думали над тем, почему молодежные группы уже не привлекают сегодня. Возможно, нужно менять формат работы? Газета «Жива вода», Самборско-Дрогобычская епархия (СДЕ)
– Ваше Блаженство, что может Церковь сделать для молодежи, призванной вырабатывать и уважать свое достоинство. Какими должны быть ее действия, чтобы в этих вопросах был действительно какой-то прогресс?
Думаю, что может многое сделать. Всего не перечислю, потому что это немало. Первым шагом уже, например, есть «Катехизис» нашей Церкви, который мы планируем презентовать уже 24 июня. Там, в его третьей части, есть отдельные темы биоэтического содержания, которые мы пытались представить уже не для специалистов, а для общественности. Именно в «Катехизисе» слово Церкви на эту тему уже будет провозглашенным. Но думаю, что самое важное, чтобы в наших приходах, в общинах мы были сами оазисами человеческого достоинства. Если мы между собой станем защищать достоинство человеческой личности не только на словах, а уважать друг друга – это будет очень сильным фундаментом, для того чтобы учиться быть хорошим приятелем, хорошим отцом, матерью. Тогда в формате такого душпастырства в приходах биоэтические темы найдут свое практическое применение и будут воплощены в жизнь. Газета «Каменярi», Дрогобыч
– Каково Ваше отношение к различным молодежным субкультурным течениям?
Этот вопрос чрезвычайно актуальный. Думаю, что в ключе инкультуризации мы на него будем обращать внимание. Есть теория, что не существует единой культуры. Мы говорим о культуре, а ее единой, унифицированной, не существует. Сегодня молодежная культура похожа и в Аргентине, и в Украине, и в США, но культурный барьер между молодежью и дедушками или бабушками намного больше, чем между молодежью Украины и Аргентины. Этот вопрос очень важен, для того чтобы эффективно осуществлять свое пастырское служение.
Газета «Галицька зоря», Дрогобыч
– Вы, очевидно, знаете, что ,когда УГКЦ выходила из подполья и возвращалась в храмы, которые были на местах и в которых служили верующие православного обряда, на территории Украины шло немало споров. Много споров и своего рода войн велось между теми же верующими греко-католического и православного вероисповедания. Иногда даже доныне есть эти споры между мирянами, несмотря на то что и одни, и вторые считают себя христианами. Ставите ли вы себе целью и есть ли у вас желание объединить этих мирян, если да, то как вы это будете делать?

Такой большой и сложный вопрос, но я, наверно, на него просто отвечу. Я хотел бы сначала помирить всех детей единой Киевской Церкви. Тех детей, которые, возможно, вырастали в разных детских садиках, ходили в разные школы, обучались в разных центрах, но они все являются детьми одной и той же земле. Думаю, что все противостояния и распределения, которые сегодня существуют в христианстве в целом, и в Украине в частности, являются очень серьезным препятствием не только для полнокровного существования Церкви, например, когда мы говорим об определенном свидетельстве христианской жизни тех, которые не являются христианами. Наибольшим таким препятствием для проповеди Христова Евангелия в сегодняшнем мире является разделение между христианами. Это глубоко ощутили отцы II Ватиканского Собора. Такие ощущения есть не только в лоне Католической Церкви, но и среди протестантов, среди православного мира. Первым шагом, для того чтобы эту рану залечить, является примирение. Возможно, где-то надо переступить через различные стереотипы, царящие сегодня, но пришедшие из прошлого, и посмотреть на совместное будущее, ведь, действительно, нас намного больше объединяет, чем разделяет. Очень конкретные шаги на этом пути уже осуществили мои предшественники. Вы упоминали о 90-х годах. В те годы на таком пике блаженной памяти Мирослав Иван Любачивский впервые сказал: «Прощаем и просим прощения». Возможно, в шуме противостояния эти слова не всегда были услышаны. Вторично их произнес Блаженнейший Любомир 10 лет назад во время приезда в Украину Папы Иоанна Павла II. Хотел бы еще раз их повторить. Знаете, в нашей традиции надо три раза петь, три раза говорить, возможно, наконец-то мольба, исходящая из нашего сердца, все же будет услышана. Думаю, что взаимное прощение, взаимное излечение памяти будет очень практичным средством для того, чтобы в будущем стремиться к единству. Как то единство будет выглядеть – я еще не знаю, но то, что мы должны сегодня его строить – это наверняка. Газета «Наш Собор», КА
– Что вам не нравится в нашей Церкви?
Есть несколько вещей. Во-первых, я бы очень хотел, чтоб уровень и глубина проповедей нашего духовенства росла, потому что сегодня очень часто проповедь – едва ли не единственный момент контакта священника с его верными в литургическом контексте как прямое провозглашение Божьего слова. Мы должны еще открыть для себя эту силу Божьего слова, силу проповеди – керигмы. Уже начались приготовления к празднованию очередного юбилея крещения Руси-Украины, где упор будет ставиться именно на проповеди (керигме).
Во-вторых, я думаю, что мы должны очень серьезно разработать наше присутствие в средствах массовой информации, особенно в Интернет-пространстве и на разных языках. Ибо, к сожалению, сегодня очень много наших епархий информационно изолированы от Украины по той причине, что Украина говорит только на украинском.
В-третьих, надеюсь, что действительно повсюду, где нужны наши священники, – они будут, в частности, речь идет о миссии. Газета «Наш Собор», КА
– Аргентина и Латинская Америка – это территория, где существует такое понятие, как «теология освобождения», имеет ли оно место здесь, в Украине, если да, то какое именно?

Очень интересный вопрос. Возможно, для широкой общественности чуть разъясню, что такое «теология освобождения». Это такой душпастырский подход к миссии Церкви в современном латиноамериканском контексте, где основой для анализа общественной ситуации брались постулаты марксизма, в частности, определенные элементы доктрины о борьбе классов. Тогда Христа представляли как революционера – «с оружием в руках он начинает строить мир». Первая интуиция тех богословов была очень позитивной, поскольку Латинская Америка сейчас, к большому сожалению, очень маргинализируется. Ныне после английского языка наиболее распространен в мире испанский. Кто из вас знает испанский? Видимо, немецкий или французский знает много людей. Интуиция была очень хорошей. Возможно, не всегда методология этой богословской работы была удачной. На сегодня, когда речь идет об Украине, мне неизвестно, чтобы были богословы, которые думали бы подобным образом. Некоторые наши наблюдатели говорили, что в посткоммунистическом обществе среди определенных богословов такие идеи могли бы быть привлекательными. Посмотрим, так ли оно будет. Пока среди признанных богословов в Украине я такой четкой информации не имею.

Дрогобычская духовная семинария
– Ваше Блаженство, как бывший ректор духовной семинарии, какие вы видите перспективы образования в нашей Церкви, в частности образования духовенства?
Семинария – это не только образование. Можно быть высокообразованным человеком, но своей духовной жизнью не быть на высоте. Семинария – это воспитание. Надеюсь, что качество воспитания – и интеллектуального, и общечеловеческого, и духовного, и душпастырского – будет расти в соответствии с теми требованиями, которые ставит сегодня общество. Думаю, что сегодня каждый ректор семинарии понимает, что они воспитывают священников не для настоящего, а для завтрашнего дня.

– В последние годы, кроме тех конфликтов, которые были раньше и уже упоминались, в нашей Церкви, большой проблемой является деятельность так называемой
группировки Догнала у подгорецких отцов, как ее еще называют. Известно, что ваш предшественник, Блаженнейший Любомир, уже дал соответствующую оценку. Какие действия вы планируете и в дальнейшем по отношению к этому движению и что порекомендовали бы Церкви, чтобы решить эту проблему?
То, что уже было сделано – достаточно. Сегодня, действительно, для нашей Церкви важнее не дать использовать наше доброе имя тем, кто хочет им прикрываться. Второе, что важно, – чтобы мы дистанциировались от таких людей или такого типа движений и объяснили обществу, что они никакого отношения к Католической Церкви как таковой не имеют. Это было сказано уже с нашей стороны, думаю, что еще соответствующие органы как государственные, так и церковные тоже об этом выскажутся. Пожалуй, здесь вопрос другого характера. Очень часто такого типа группировки перехватывают темы, о которых мы должны были бы говорить. Там, где мы чего-то до конца не делаем, кто-то другой будет говорить, маскируясь именем Церкви. Думаю, что мы до конца должны быть собой, и тогда все те, которые маскируются под нас, будут разоблачены. БФ «Каритас», СДЕ
– Что такое «быть собой» для Церкви? Значит ли это ставить акценты именно на социальном служении, если да, то каково Ваше видение социального служения Церкви? Будучи священником в сельском приходе, я видел проблемы молодежи, в частности алкоголизма. Теперь, имея непосредственный контакт с городской молодежью, вижу серьезную проблему наркомании. Есть ли у нас, как у Церкви, обязанность каким-то образом помогать этим людям. Речь не идет о тех, кого надо защитить перед этой проблемой, а о тех, кто уже имеет трудности с болезнями?
Думаю, нового ничего не скажу, как только подтвержу, что социальное служение Церкви является интегральной составной частью ее евангелизационной миссии. Мы не можем причитать слово Божие на уровне неких идей, а должны показывать определенные поступки. Ни для никого не секрет, что тогда, когда хотелось каким-то образом Церковь уничтожить, ее всегда пытались отстранить от служения, чтобы она не присутствовала в обществе. Думаю, что сегодня, в частности, в постсоветском контексте, мы должны возвращаться в общество, должны ему служить так, как этого требует наша христианская совесть. Проблемы, которые Вы называли, только одна часть огромных социальных потребностей, которые сегодня существуют, в частности, в украинском обществе. Бесспорно, что это надо делать. На встрече с Президентом Украины мы обсуждали темы реституции церковного имущества, но почему-то всегда говорили о реституции храмов и культовых сооружений. Тогда я в своем слове подчеркнул, что Церковь не только молится, она еще и осуществляет свое служение в обществе. Очень важно, даже когда мы говорим об имущественных вопросах, иметь в виду то измерение социального служения Церкви, которого ждет сегодня от нее общество.
Газета «Наш Собор», КА (ПМО УГКЦ)
– Ваше Блаженство, каковы ваши планы относительно работы УГКЦ с мигрантами, поскольку, возвращаясь из-за границы в Украину, люди здесь встречаются с различными трудностями, не только финансовыми, но и психо-эмоционального и адаптационного характера?

По пастырской опеке в отношении эмигрантов, мы рассматривали отдельные вопросы на Синоде, где все это очень четко и ясно пытались осознать и обсудить. Очевидно, что разрабатваются определенные меры такой, я бы сказал, не просто реабилитации, а помощи для интеграции в современное украинское общество для тех работников, которые возвращаются домой. Надеюсь, что такого типа служение действительно будет в каждом приходе. Оно уже осуществляется. Один из способов – собирать этих людей и помогать им быть вместе. Также периодически мы организовываем богомолья. Здесь есть очень много проблем не только характера экономического, но и межличностных отношений. Мы этому придаем очень серьезное значение и уделяем большое внимание. Пастырско-миссионерский отдел, который работает в структурах нашей Церкви, занимается вопросами этого типа служения.

Газета «Живая вода», СДЕ
– Во время интронизации, когда произносили благодарственное слово, вы, среди прочего, сделали акцент на том, что присутствующие православные владыки на вас произвели положительное впечатление. В течение предыдущих лет активно работала так называемая Киевская студийная группа, которая под своим омофором собирала представителей разных конфессий Киевской Церкви. Что планируется в ближайшее время сделать, чтобы активизировать эту деятельность на основе существующих наработок, чтобы продолжить диалог?
Стараюсь встречаться с каждым Предстоятелем тех Церквей, которые являются Церквами Киевской традиции. Хотим организовать между собой такую ​​студийную группу, где будем говорить о Киевском христианстве в контексте церквей Киевской традиции, что действуют сегодня на территории нашего государства. Пока имеем положительные отзывы от Патриарха Филарета. Посмотрим, как другие Церкви на это будут отзываться, но такая идея существует. На уровне группы ученых у нас есть видение предстоятелей Церквей, чтобы это можно было воплощать в жизнь в соответствии с современными потребностями.

Пресс-служба СДЕ
– Просим в завершение поделиться вашим видением УГКЦ через лет 10, поскольку наша Церковь постоянно меняется. За это время создан уже Патриарший двор в Киеве, работает семинария. Какой вы видите УГКЦ через 10 лет в ее внутреннем, внешнем, территориальном развитии?
Синод наших владык создал такую команду № 2, цель которой разработать видение, какой же должна быть наша Церковь через 10 лет, к 2020 году. Начертили 10 приоритетов того, что хотели бы за это время сделать. Следом начинает работать команда № 3, разрабатывающая определенные механизмы воплощения в жизнь. Основные вопросы – это молодежь, евангелизация, инкультуризация, развитие структур нашей Церкви, вопросы языка в литургии. Возможно, для Украины вопрос языка является не столь актуальным, но когда речь идет о других странах, то это очень больной вопрос. В 2020 году я хотел бы видеть нашу Церковь единым организмом, который существует во всем мире, говорит на разных языках, провозглашает Евангелие в разных странах, но является единственной Церковью восточной традиции. Поэтому, пользуясь случаем, что здесь присутствуют семинаристы, хотел бы призвать братьев очень серьезно думать о миссионерском служении. Сегодня наши верующие рассеяны по всему миру. Наша задача – идти за ними туда, где они есть. Наши люди нуждаются в пастырях. Тогда в 2020 году, возможно, мы получим епархии, митрополии и в Африке, и на Дальнем Востоке, и в тех странах, где живут наши люди, о которых мы и не знаем, но они нуждаются в духовной опеке, им нужен отец и они хотят знать, что тот отец из Украиноы реально о них заботится и они от него зависят. Подготовила Иванна Рыжан dyvensvit.org/cerkva/205/3503
Посмотреть видео можно по ссылке: io.ua/ve6484a6bbe197b798bd00f215c0b00f7
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next