В международном экуменическом движении УГКЦ и ПЦУ нужно действовать сообща

понедельник, 13 июля 2020, 14:40
В середине июня Институт экуменических студий УКУ представил аналитическое исследование «Украина после Томоса: контекст событий, вызовы и экуменические перспективы». Эта работа анализирует события совсем недавнего прошлого и намечает возможные стратегии действий и развития украинских Церквей в динамичном современном мире.

Об этой масштабной работе в эфире программы «Добрый разговор» с Тарасом Бабенчуком говорили её авторы – научные сотрудники ИЭС о. Роман Фигас и Тарас Курилец, а также руководитель проектов Института религии и общества УКУ, религиовед Дмитрий Горевой.

События конца 2018 – начала 2019-го по предоставлению автокефалии Православной Церкви Украины создали новую реальность в конфессиональном поле Украины, они влияют на её политическую и социокультурную жизнь, несут как потенциальные вызовы, так и перспективы для развития. Авторы исследования «Украина после Томоса» (с текстом которого можно ознакомиться здесь) считают, что уже можно говорить об определённых результатах и, главное, о тенденциях, заложенных этим, без преувеличения, эпохальным событием. В частности, и в разрезе экуменизма – глобального движения к пониманию и сотрудничеству между христианами разных конфессий.

«Мы исследуем картину изменений религиозной ситуации, чтобы понимать, куда мы движемся, и, что важно, чтобы транслировать это видение наружу, чтобы мир понимал, что у нас происходит», – говорит о. Роман.

Действительно, за полтора года с момента получения Томоса, произошло немало событий разного веса и значения: автокефалию ПЦУ официально признали две православные Церкви – Элладская Церковь и Александрийский патриархат, есть несколько косвенных признаний (почитать об этом можно, например, здесь). Есть и другое: например, действия бывшего патриарха УПЦ Филарета, который «разочаровался» в Томосе, создаёт какие-то собственные структуры и подал заявление в ГБР на Петра Порошенко. То есть, и новых вызовов за это короткое время уже более чем достаточно, учитывая и выразительную политическую составляющую всего, что происходит вокруг Томоса и самостоятельного статуса ПЦУ.

Основная тема исследования – экуменические отношения, в том числе и в первую очередь – отношения между украинскими церквями, УГКЦ и ПЦУ. Сразу после получения Томоса состоялось несколько встреч глав Церквей – Блаженнейшего Святослава и митрополита Епифания. Это было воспринято как мощный сигнал как церковным общинам в Украине и мире, так и нецерковным средам, всем гражданам Украины.

«С Томосом и признанием автокефалии ПЦУ получила доступ к мировому экуменическому движению, а УГКЦ – полноценного партнёра для экуменического диалога: перед обеими украинскими церквями открываются новые возможности и шансы, – отмечает Тарас Курилец. – Да, достучаться до мировых институтов будет трудно, они будут политкорректно ждать, пока страсти внутри православия утихнут... Но если эти два партнёра станут стучаться в эти двери вместе, шансы будут выше...»

«События вокруг Томоса принесли ПЦУ много вызовов, в частности, и в последний год, – говорит о. Роман. – Это и экуменический вызов, который в перспективе межконфессионального диалога открывает больше возможностей, чем угроз. УГКЦ всегда была открыта к такому диалогу как в Украине, так и за её пределами и теперь получила равного собеседника в Украине, признанного мировым православием. Ведь позиция УПЦ МП, как правило, согласовывалась в Москве...»

«Получение независимости и признания ПЦУ – это импульс к межконфессиональному диалогу, – говорит Дмитрий Горевой. – Раньше всё упиралось в то, что проукраинские православные Церкви не были признаны в православном мире, поэтому, соответственно, не могли быть признаны и Римско-католической Церковью. МП признан был, но эта церковь – в плену собственной идентичности. В российской парадигме католики до сих пор воспринимаются через историческую травму ХVII века, как нечто враждебное, "польское". Поэтому даже на психологическом уровне говорить о каком-либо экуменизме или межконфессиональном диалоге трудно. В Украине такого нет: греко-католики Галичины – такие же украинцы, как и православные Приднепровья, здесь нет образа иного, чужого, все они – украинцы. Поэтому диалог между УГКЦ и ПЦУ легче, чем между Римом и Москвой. Помимо прочего, Томос – это дополнительный импульс в отношениях Ватикана и Московского патриархата. Предполагаю, что внимание Рима к Украине будет расти – не только к УГКЦ, но и к ПЦУ, и будет меньше реверансов в сторону Москвы...»

Тарас Курилец также добавляет: исторически сложилось, что МП имеет большой вес в мировом экуменическом движении. Ватикан ведёт диалог со всеми – и с РПЦ тоже, что бы ни было. «Поэтому межцерковная политика будет следовать за политикой международной: чем больше Украина будет становиться мощной международной силой и государством, с которым будут считаться, тем быстрее наступит перелом и в межцерковной сфере. А пока в разговоре с ПЦУ будут оглядываться на Москву и её позицию. С УГКЦ – аналогичная ситуация. Поэтому в международном экуменическом движении УГКЦ и ПЦУ нужно действовать сообща...»

Учёные анализируют и настроения православных верующих в Украине, основываясь на социологическом опросе Центра Разумкова, проведённом в конце 2019 года. Речь идёт о достаточно большой группе опрошенных, назвавших себя «просто православные», без привязки к определённой Церкви или конфессии. По результатам этого опроса, таких сейчас – около 30%, больше, чем было обычно.

Тарас Курилец говорит: часть «просто православных» была всегда, и это – в определённой степени, постсоветское явление: человек определяет свою принадлежность к православию через культурную память, но не является практикующим христианином и, в лучшем случае, соблюдает традиционную обрядность. Прирост в этой группе можно объяснить, в частности, и событиями сразу после предоставления Томоса.

«Эти 30% состоят из двух частей, – объясняет Дмитрий Горевой. – Первая часть "просто православных", без чёткой конфессиональной идентификации, постепенно уменьшалась и где-то с 2014 года была стабильной на уровне 21–23%, то есть люди более или менее определились со своими как политическими, так и религиозными взглядами. Прирост в 8%, который получила эта группа за 2019-й – следствие жёсткой конкурентной борьбы между Московским патриархатом и Православной Церковью Украины – с одной стороны, и ПЦУ и Филаретом – с другой. То есть, в результате многочисленных конфликтов и споров, вынесенных в медиа, в эту группу отошла часть проукраинской Православной Церкви, люди, которые были дезориентированы демаршем Филарета, поскольку доверяли ему. Со временем, по моему мнению, эта группа или присоединится к ПЦУ, или просто будет уменьшаться...»

«Эта вражда имеет и экуменический подтекст, – считает о. Роман. – Негатив переносится на всё православное "поле" и процессы, которые на нём происходят, поэтому 30% "просто православных" противопоставляются ПЦУ как Церкви Украины...»

В связи с этим невозможно обойти политический контекст Томоса и предоставления ПЦУ статуса автокефалии – давления на Петра Порошенко и дела «о разжигании межрелигиозной розни», возбуждённого по неформальному указанию «группы Медведчука – Портнова».

«Это дело, по моему мнению, возбуждено, главным образом, чтобы испортить жизнь пятому Президенту и, заодно, бросить какую-то тень на ПЦУ – никаких оснований или иных перспектив у него нет, – считает Дмитрий Горевой. – Не думаю, что от этого действующая власть что-то выигрывает. Зато выиграют пророссийские силы, которые вокруг этого медийного события будут мобилизовывать свой электорат. Выигрывает и Пётр Порошенко – вокруг него будет мобилизоваться патриотический электорат. Единственное, что в этом всём огорчает – это позиция Филарета, который в своём желании быть патриархом и управлять хоть чем-то, зашёл слишком далеко...»

 

reradio.com.ua

 


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next