В Польше прошли торжества, посвященные единению и примирению польского и украинского народов

четверг, 09 июня 2011, 11:00
В воскресенье, 29 мая 2011 года, в древнем украинском городе Городло на Волыни (ныне Польша) состоялись торжества, посвященные единению и примирению польского и украинского народов. На протяжении последних нескольких лет по инициативе местного латинского священника – о. каноника Генрика Круковского проходят общие богослужения духовенства Римско-Католической и Украинской Греко-Католической Церквей, как видимый знак единства, благодаря присутствию украинцев и поляков на совместных молитвах за примирение наших народов.
В воскресенье, 29 мая 2011 года, в древнем украинском городе Городло на Волыни (ныне Польша) состоялись торжества, посвященные единению и примирению польского и украинского народов. На протяжении последних нескольких лет по инициативе местного латинского священника – о. каноника Генрика Круковского проходят общие богослужения духовенства Римско-Католической и Украинской Греко-Католической Церквей, как видимый знак единства, благодаря присутствию украинцев и поляков на совместных молитвах за примирение наших народов.
Несмотря на страшное лихолетье Второй мировой войны и операции «Висла», в результате которой проведена насильственная депортация коренного украинского населения, одним из украинских памятников, сохранившихся на землях Западной Волыни является церковь св. Николая в Городло (теперь Хрубешувский повет Люблинского воеводства). В Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста, которую возглавил Перемышльско-Варшавский Митрополит УГКЦ Иван Мартыняк, приняли участие духовенство двух Церквей, многочисленные верующие и гости, прибывшие в Городло. Со стороны духовенства УГКЦ Литургию служили – митр. прот. д-р Стефан Батрух, настоятель прихода св. Николая Чудотворца в Холме, территория которого охватывает Городло; прот. Богдан Панчак, настоятель украинских греко-католических семинаристов в Люблинский Митрополичьей духовной семинарии; о. Сергей Стесенко, докторант кафедры права Восточных Католических Церквей факультета права, канонического права и администрации Люблинско Католического Университета им. Иоанна Павла II. Во время Литургии, кроме украинского звучал тоже польский язык, а диаконское служение совершал диакон д-р Петр Сивицкий, научный работник ЛКУ. Украшением богослужения было литургическое пение в исполнении украинских семинаристов из Люблина.
В проповеди митрополит Иоанн обратил внимание на то, что, начиная с Городло, где в 1413 году была подписана уния между Польшей и Великим княжеством Литовским, которая в общем имела положительное влияние на положение украинцев, вступают в силу униатские устремления и в Украинской Церкви.
Церковь св. Николая имеет для украинцев особое значение еще и потому, что хотя и первоначально была уничтожена, а затем перестраивалась, но в 1937 году ее освятил Владыка Николай Чарнецкий, тогдашний Апостольский делегат для украинцев греко-католиков на Волыни, Полесье, Холмщине, Подляшье и Виленщине. Мощи блаженного Николая Чарнецкого были торжественно перенесены в эту церковь в 2007 году, а свое пастырское служение для украинцев греко-католиков в 1931–1936 и 1940–1945 годах совершал о. Иосафат Федорик, тогдашний настоятель в Городло и других близлежащих селах, а позднее – подпольный епископ УГКЦ.
Несмотря на то что Городло постигла подобная участь сотни украинских местностей, потерявших своих жителей на этнических территориях вследствие депортаций и уничтожений, ежегодно все больше украинцев посещает землю своих предков. Зато в современной истории остается незатертый след культуры и духовности нашего народа на этих землях, пока будут оставаться его видимые знаки, такие как украинские церкви.
После торжественной службы был совершен чин благословения памятной таблицы, которую установили возле церкви польские жители Городло.
В этот же день украинское семинарское сообщество посетило местность Гдешин (по дороге между Грубешовым и Замостьем), где в 1671 году была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. После ликвидации УГКЦ на Холмщине и Подляшье в 1875 году со стороны Российской империи, Православная Церковь получает греко-католические святыни для своего использования, а верующих УГКЦ насильственно принуждают к переходу в лоно Православной Церкви, вследствие чего в более чем в пятидесяти местностях геройски и мученически погибают греко-католики. Сама церковь только в 1919 году была перестроена как латинский храм. Большие старания для восстановления исторической памяти в этой местности латинского настоятеля Гдешина – о. Рышарда Осташа, по приглашению которого приехало семинарское сообщество, где в местном храме исполнили фрагмент литургического пения. В самом храме покоятся мощи блаженного Зигмунта Писарского, который был настоятелем этой местности перед Второй мировой войной и оказывал поддержку местным украинцам, а затем погиб от рук немцев, защищая верующих своего села и которого в 1998 году беатифицировал Римский Первосвященник Иоанн Павел II. В 2013 году запланировано в Гдешине установить памятник, посвященный польско-украинскому единению.

Информацию подал о. Сергей Стесенко Историческая справка
Первое упоминание о Городло датируется 1287 годом, как о селе на западе Галицко-Волынского государства, в котором позже строится замок. Уже в XIV веке оно упоминается как выдающееся на Руси и становится местом спора между Польшей и Литвой. В нем между польским королем Владиславом ІІ Ягайло и великим князем литовским  Витовтом заключается соглашение 2 октября 1413 года. Его решения, наперекор положениям  Кревской унии 1385 года, подтверждали существование  Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского как отдельного независимого государства. Вместе с тем признавалась политическое превосходство польского короля, который должен был стать великим князем литовским после смерти Витовта. Городельская уния предусматривала уравнивание прав шляхты Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next