В приходском храме Святых Сергия и Вакха в Риме отслужили Божественную Литургию святого апостола Иакова

четверг, 08 ноября 2012, 22:03
В воскресенье, 4 ноября 2012 года, накануне праздника Святого Апостола Иакова, по плоти брата Господня, в приходском храме Святых Сергия и Вакха в Риме была совершена Божественная Литургия по чину святого апостола Иакова, которую возглавил о. Ярослав Чайковский в сослужении о. Иваном Куликом, о. Иваном Говерой, о. Адамом Матрасом, ТИ (диакон Любомир Филипчак). Пели студенты папских коллегий Святого Иосафата и Покрова Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия святого апостола Иакова отслужена в приходском храме в праздника,5 ноября.
В воскресенье, 4 ноября 2012 года, накануне праздника Святого Апостола Иакова, по плоти брата Господня, в приходском храме Святых Сергия и Вакха в Риме была совершена Божественная Литургия по чину святого апостола Иакова, которую возглавил о. Ярослав Чайковский в сослужении о. Иваном Куликом, о. Иваном Говерой, о. Адамом Матрасом, ТИ (диакон Любомир Филипчак). Пели студенты папских коллегий Святого Иосафата и Покрова Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия святого апостола Иакова отслужена в приходском храме в праздника,5 ноября.
По традиции в день памяти апостола Иакова вместо обычной Литургии святого Иоанна Златоуста совершается Божественная Литургия по древнему образу Иерусалимской Церкви. Автором этой древней Литургии считают апостола Иакова, по плоти брата Господня.

Пресс-служба прихода святых Сергия и Вакха

Приложение
Согласно Преданию, Господь Иисус Христос явился Апостолу Иакову после своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме – городе, который имеет очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он закончил приблизительно в 64 году мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с угла иерусалимского Храма.
Именно Апостолу Иакову Предание приписывает заключение древнего обряда Божественной Литургии, которая в первые века христианства, вплоть до IX века, была чрезвычайно распространена. Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на святой горе Синай. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургией святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, более торжественным и созвучным великолепием императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому Литургия Святого Апостола Иакова осталась не известной славянам, которые получили от просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие, – это Иерусалимская Церковь и остров Закинт в Греции, где Литургия Святого Апостола Иакова постоянно совершалась все эти века. В Иерусалиме её служат на греческом языке три раза в год – на праздник Апостола Иакова (5 ноября), в воскресенье по Рождестве Христовом, когда тоже упоминается память Святого Апостола Иакова и на Собор Святых 70-ти Апостолов (17 января), а в Греции по желанию настоятеля её можно совершать в любой день.
Этот чин Литургии имеет ряд существенных особенностей. В начале Литургии происходит процессия священнослужителей через всю церковь. Священники и диаконы несут святые книги: Книгу Пророков, Книгу Евангелий и Книгу Посланий Апостольских. Во время процессии люди поют протяжно и торжественно гимн «Единородный Сыне». Диаконы произносят ектении стоя, обращены лицом к народу, на запад. Священное Писание читают по середине храма, также повернувшись лицом на запад. На этой Литургии читают книги не только Нового, но и Ветхого Завета. Чтение Слова Божия происходит в следующем порядке: из Книги Пророков (Ветхий Завет: время до прихода Иисуса Христа), из Книги Евангелий (Новый Завет: время прихода Иисуса Христа), из Книги Апостольских Посланий (Новый Завет: время после прихода Иисуса Христа). После чтения Апостола сразу идёт проповедь священнослужителя. Проповедь играет роль как бы «четвёртого чтения». Проповедник учит, как именно воплощать только что услышанное слово Божие в конкретные жизненные ситуации настоящего, как жить им сегодня. Священник в имени самого Господа проповедует – учит сидя! – вроде античных учителей, раввинов и самого Иисуса Христа, которые преимущественно учили сидя. Во время Великого входа вместо обычного пения «Мы, Херувимов...» поётся «Да молчит всякая плоть человеческая и пусть стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет. Царь так царствующих и Господь обладающих приходит в жертву себя принести и дать себя на съедение верным. Перед ним следуют чины ангельские, со всяким началом и властью, многооки херувимы и шестикрылые серафимы, лица закрывая и поёт песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Великий проход осуществляется через весь храм. При ходе священники и диаконы несут приготовленные дары к Святому Причастию: дискос с частицами хлеба и чашу с вином. Во время Литургии происходит поминовение священнослужителем всей Церкви – всего Сообщества – видимой и невидимой (прославленной, воюющей и терпеливой), т. е. поминовение всех членов Церкви – крещёных, ангелов и всех прославленных святых. Люди во время этих поминовений (молений) поют постоянно, повторяя: «Помяни, Господи Боже наш».
Ещё одна особенность этой Литургии – что не только священнослужители, но и миряне причащаются отдельно Телом и отдельно Кровью Господа Иисуса Христа. Происходит это так: верующе подходят с покорностью к главному служителя, а он, держа в левой руке дискос со святым Хлебом, говорит причащающемуся: «Тело Христово», а тот отвечает: «Аминь». И вкладывает главный служитель частичку святого Хлеба в уста верующему, и он подходит к диакону. Диакон говорит: «Кровь Христова, Чаша жизни», а причастник отвечает: «Аминь». И подаёт ему диакон к губам святую чашу, из которой тот пьёт немного. Так все принимают Святые Дары.
Почему нам дорог этот прекрасный обычай совершать древнюю Литургию апостола Иакова?
Во-первых, потому что эта Литургия родилась в самой колыбели христианства, в иерусалимском первоначальном сообществе, на Святой Горе, в лоне матери всех христианских Церквей. Она позволяет нам глубоко почувствовать живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому пережить духовное и историческое единство с христианством первых веков.
Во-вторых, эта Литургия содержит древние просьбы о братьях, которые испытывают гонения и принимают мученический венец. Мы помним совсем не древние времена, когда и наша Украинская Церковь была гонима и преследуема.
В-третьих, в Литургии дважды повторяется просьба «за тех, кто на тяжёлых работах скитаются – за возвращение каждого из них в дом в мире и в радости», которая достаточно актуальна для нашего народа особенно сегодня, в условиях массовой трудовой эмиграции из Украины.
Выраженность молитв Литургии Апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, возвращается назад, и воззвания на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современников этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними во Христе.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next