«Во время знакомства со студентом Святославом Шевчуком в Риме меня поразила его молитвенная осанка», – отец Богдан Прах, ректор УКУ

вторник, 19 мая 2020, 15:52
Бывает так, что на твою судьбу и историю накладывается история чего-то гораздо большего, когда становишься её частью, активным участником и соавтором. Выход УГКЦ из подполья состоялся за два года до провозглашения независимости Украины, в 1989 году, и началось возрождение Церкви и её институтов.

Одно из таких заведений – Львовская духовная семинария Святого духа. В 1990–2000-х её ректором был отец Богдан Прах, а вице-ректором – отец Святослав Шевчук, доктор богословия, ныне Глава УГКЦ. О тех временах в семинарии и многом другом в программе «Добрый разговор» с Тарасом Бабенчуком рассказывает отец Богдан Прах.

«С Блаженнейшим Святославом я познакомился случайно в феврале 1995 года в Риме, когда мы с женой приехали работать в архивах Ватикана, – рассказывает отец Богдан. – Жили с ним в одном доме, ежедневно встречались на молитве. Что поразило тогда – осанка молодого студента, тогда докторанта, сосредоточенного на науке и молитве. И то, что он был из Украины...»

Отец Богдан, который в то время был священником Перемышльской епархии в Польше, поясняет: контактов с духовенством собственно из Украины, а не из диаспоры, было еще очень мало – в основном это были священники подпольной Церкви. Поэтому так запомнился тот молодой священник – к слову, первый студент из Украины, защитивший докторскую в Папском университете, в Ватикане. До этого это были украинцы из диаспоры.

«Никогда не думал, что увижу его ещё когда-то... Но в 1997 году мы с женой переехали в Украину, меня назначили ректором Львовской духовной семинарии, – вспоминает отец Богдан. – В то время в УГКЦ в Украине был кадровый голод – мало было священников, которые могли бы взять в свои руки воспитание молодых семинаристов...»

Почему при такой нехватке священников-преподавателей требования к ним были особенными? Отец Богдан объясняет: важно, чтобы воспитатели сами прошли в своей жизни процесс обучения в семинарии. «Кроме меня и отца Романа Мирчука (вице-ректор ЛДС в 1994-1999 годах; окончил семинарию Святого Иосафата в Вашингтоне. – Ред.), фактически ни у кого из преподавателей не было семинарского воспитания. Все в недавнем прошлом были подпольными священниками – замечательными, красивыми, но этого образования они не имели по известным причинам. Для меня, как руководителя семинарии, было важно, чтобы те, кто будет воспитывать молодое поколение священников, сами прошли и понимали, что значит формирование священства как духовное и молитвенное воспитание. И поэтому мы с Блаженнейшим Любомиром искали отцов, которые сами закончили духовные семинарии. Это было сложно, потому что в то время возможностей получить в Украине такое образование фактически не было. Большинство священников, которые работали тогда в ЛДС, заканчивали семинарии за пределами Украины. И отец Святослав, вернувшийся из Рима уже как доктор богословия, был одним из них...».

Отец Богдан рассказывает, насколько важно для священника то, что называется молитвенной осанкой, желанием молиться – то, что он сразу заметил ещё в Риме, у студента-богослова Святослава.

«В своей жизни я встречал и видел немало священников, но не много было лиц с такой искренней осанкой к молитве. В чём это проявлялось? В отношении к молитве не только и не столько как к ритуалу, а как к личному опыту Бога и тем рефлексиям, которые он переводил на нашу жизнь в семинарии. Когда нужно было принимать тяжёлые непопулярные решения, мы всегда это делали при глубокой сосредоточенной молитве. Тогда были нелёгкие времена, и многие моменты требовали большого мужества в принятии решений, но Господь позволил нам именно через молитву иметь хорошую коммуникацию и понимание. Не помню, чтобы за время нашего сотрудничества между нами было какое-то серьёзное напряжение. Случались трудные разговоры, но каждый раз мы благодарили Бога, что в те тяжёлые времена мы смогли пройти все испытания: и денег не было, и строилось новое здание для семинарии (строительство нового комплекса ЛДС на Хуторовке продолжалось с 2001 по 2005 год. – Ред.), и визит папы Иоанна Павла II в Украину в 2000 году, и нужна была помощь Патриаршей курии и Блаженнейшему Любомиру... Но мы сумели сочетать обязанности, которые были у нас в семинарии, с теми дополнительными задачами, возлагаемыми на нас Церковью. Если бы не было той глубокой ежедневной, не на показ, молитвы, которую семинаристы очень чувствовали, наверное, не было бы и успехов нашей совместной работы...»

Отец Богдан рассказывает ещё об одном аспекте из собственной жизни, отца Святослава и духовной семинарии в целом – о научной и богословской работе.

«Да, настоящим учёным можно быть только тогда, когда живёшь тем, что изучаешь, и хочешь передать свои открытия и достижения другим – в статьях, книгах или лекциях. На большие и малые темы – он на свои, а я на свои – мы по вечерам вели большие дискуссии. Когда речь шла об исторических вопросах и документах, которые мы находили в архивах, или статьях, которые мы с женой писали, мы всё это часто обсуждали. Когда Святослав готовился к своим лекциям по нравственному богословию, часто приходил к нам домой, и мы дискутировали до двух-трёх часов ночи. В такие глубокие моменты нам казалось, что времени не существует... Это давало большое духовное наслаждение и радость познавать тайны, чтобы уметь помочь их раскрыть и другим... Понимаю сегодня, насколько нам это было нужно...»

Во Львовской духовной семинарии о. Святослав возглавлял Братство введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Каждый из нас, преподавателей, имел под опекой какое братство, и в это тоже нужно было вкладывать много сил и внимания, – рассказывает отец Богдан. – У нас был принцип и требование: каждый семинарист должен проявлять активность на различных участках. Мы говорили: нам ленивые священники не нужны, надо быть проактивными, развивать все свои таланты, которые могут понадобиться в их будущем служении. Ибо служение – это фундамент пастырской работы, и этот фундамент закладывается в семинарии. Молодой человек, находясь в священнической формации, должен получить определённый опыт, умения и знания, научиться учиться. И сегодня я доволен тем, как молодые священники – семинаристы времён нашего руководства семинарией, работающие в пастырской сфере в различных условиях и обстоятельствах, понимают, что современный мир требует современных методов и подходов...»

К слову, среди семинаристов, которые воспитывались под руководством отцов Богдана Праха и Святослава Шевчука, руководителей Львовской духовной семинарии, есть три нынешних епископа – владыки Степан Сус, Богдан Манишин и Григорий Комар.

О работе отца Святослава Шевчука в Патриаршей курии, которая в то время имела располагалась во Львове, назначении его епископом в Аргентину и избрании его главой УГКЦ, о Блаженнейшем Любомире Гузаре, о его решении об уходе от активной деятельности в УГКЦ и многом другом – можно послушать и посмотреть в полной записи этой программы.

 

reradio.com.ua

 


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next